Астана
Сенбі, Сәуір 20, 2024

Как устроено инклюзивное образование в Казахстане

11 лет назад в Казахстане было введено «inclusion» в процесс обучения детей, имеющих физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности. Работа по предоставлению ребенку, имеющего особые образовательные потребности, права на совместное обучение в общеобразовательной среде со сверстниками, продолжается и сейчас.

СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ

По данным Министерства образования и науки, в Казахстане в настоящее время более 162 000 детей с особыми образовательными потребностями, что составляет 2,7% от общей численности детей. Из них более 69 000 детей обучаются в инклюзивном формате образования, в частности, 6771 ребенок с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных школах, 1612 в детских садах. Государством им предоставляется льготная очередь в детсады, бесплатное питание, выбор формы обучения.

По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетов, в Алматы принимать особенных воспитанников детсады и школы готовы на 100%, лидируют также по этим показателям сады и школы Павлодарской, Костанайской, Жамбылской областей и г. Нур-Султан.

В казахстанских детских садах и школах активно внедряют успешные зарубежные практики по развитию инклюзивного образования. Так, всего несколько лет назад, в учебных заведениях, где обучают также и детей с особыми потребностями, появилась должность тьютора, другими словами, личный наставник особенного воспитанника. И если раньше помощь в образовании детям с особыми потребностями оказывали волонтеры или родители, сейчас всю необходимую поддержку ребенку оказывает специальный куратор. На сегодня только в школах регионов работает более 850 таких педагогов-ассистентов.

ИНКЛЮЗИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Также планируется обучение педагогов и специалистов государственных учреждений образования для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе прикладному анализу поведения.

Большим шагом в развитии доступа детей с особыми потребностями в образовательные процессы стало принятие в стране поправок, направленных на совершенствование инклюзивного образования. Документ был подписан главой государства Касым-ЖомартомТокаевым в июне 2021 года.

Новые нормы предполагают введение ответственности руководителей образовательных учреждений за несоздание условий для обучения детей с особыми потребностями, в то же время на специальную психо-педагогическую поддержку будут размещать соответствующий госзаказ, а функции по коррекционной поддержке детей с особыми потребностями расширены. А главное, теперь педагогам будет предоставлено право адаптировать учебные программы под индивидуальные потребности детей и их потенциальных возможностей.

К примеру, разработаны учебники и учебно-методические комплексы для незрячих и слабовидящих детей, а также для детей с нарушением интеллектуального развития 0, 1, 2, 5, 7 классов. До конца 2022 года все классы будут обеспечены такими учебниками. Разработаны и утверждены более 400 специальных учебных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе типовые учебные программы по профессионально-трудовой подготовке детей.

А в 2020 году впервые в системе образования Казахстана предложена специальная развивающая программа для детей с аутизмом. Новая программа, разработанная Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования, акцентирована на наиболее важные стороны развития аутичного ребенка – общения, социального взаимодействия и социализации и не преследует цели формирования всех возрастных или академических речевых, когнитивных и других навыков. Программа представляет не отдельную технологию или метод, а общую стратегию развивающей работы с аутичными детьми. В ней используются различные тактики, методы психолого-педагогического вмешательства с методическими указаниями по их применению.

И такие практики, и методы предстоит разработать и адаптировать для всех категорий детей с особыми потребностями по здоровью.

ПУТЬ К ИНКЛЮЗИИ БУДУЩЕГО

Между тем, в стране на будущее ставят амбициозные цели по созданию безбарьерной среды для получения образования детей с особыми потребностями наравне со всеми. Так, к 2025 году планируется довести долю образовательных учреждений, подготовленных к приему таких детей до высоких показателей, в частности, в садах — 70%, школах, колледжах и вузах — 100%.

Наряду с этим, по данным Минобразования, в развитии инклюзивного образования в Казахстане по-прежнему есть ряд нерешенных проблем. Одна из них, недостаточность раннего скрининга и позднее выявление особых потребностей у детей, особенно это касается выявляемости на селе.

К увеличению количества лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью к школьному возрасту также приводит отсутствие современной коррекционной поддержки детей раннего и дошкольного возраста.

Вместе с этим, стоит отметить, что в Казахстане продолжает расти число общественных инициатив, готовых внести свой вклад в развитие инклюзивного образования в стране. Так, фондом «Камкорлык» были открыты 16 кабинетов инклюзии, более 400 педагогов-ассистентов прошли соответствующее обучение. При поддержке благотворительного фонда «Дара» были открыты 45 кабинетов коррекции и 30 ресурсных центров, прошли обучение 250 педагогов.

В рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» корпоративным фондом «Болашак» с 2015 года открыты 43 кабинета поддержки инклюзии в 17 регионах страны, а возможность ходить в школу каждый день получили более 600 детей с аутизмом и другими особенностями развития.

 

Соответствующие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости