Судебные реформы: опыт стран СНГ 10 Ноября 2018 в 14:12 13315
Основная задача судебной власти — решать конфликты и споры, которые возникают в общественной и государственной жизни страны, восстанавливать нарушенных прав, а также наказывать тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Осуществляет судебную власть только суд, и никто другой в Казахстане не вправе вершить правосудие.

Судебная система — это совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды, которые учреждены в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. При этом, учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Реформирование судебной системы — важнейшая часть правовых реформ Казахстана. Этот глобальный процесс перемен наступил после обретения Независимости и продолжается до сих пор. Сегодня редакция Dixinews.kz предлагает изучить, как процесс реформирования судебной системы проходит в странах СНГ. 

Реформирование судебной системы на просторах СНГ — ожидаемый процесс, так как каждая из стран-участниц СССР вышла из Союза с аналогичным «правовым» набором. Несмотря на то, что все еще идет активный процесс реформирования, и уже виден прогресс, в судебной системе остается много недочетов. Последнее доказывает, что реформа судебной системы — движение к совершенству, у которого, как известно, нет предела.

Утверждение о том, что независимая судебная ветвь власти — одна из основ демократического государства, появилось 18 веке и до сих пор считается непоколебимым. Но и сегодня достижение истинной независимости суда (по примеру стран так называемой «консолидированной демократии» США, Европейского союза и Японии) — задача, актуальная для развивающихся стран, в частности и для постсоветских государств, которые последние 25 лет реформировали судебную систему.

Литва, Эстония, Латвия 

Реформы литовской судебной системы длятся с момента возврата независимости — 25 лет. Стоит отметить, что исполнение реформ в этой стране не торопили, взамен чего предпочли найти ответы на три вопроса: какой должна быть организационная структура судебной системы? Что помогает суду быть независимой структурой? В каких отношениях при этом должны находиться прокуратура и суд?

Сегодня в Литве функционируют суды общей компетенции и специализированные суды. Это Верховный суд, апелляционный суд и высший административный суд, который состоит из пяти окружных административных судов и верховного административного суда.

В 2002 году власти Литвы решили вопрос независимости судов: тогда полный контроль текущей их деятельности был передан непосредственно судебной власти. Тогда же были изменены порядок формирования совета судов и его полномочия. Эту меру местные власти применили по примеру судебных реформ, ранее прошедших во Франции. В итоге совет судов Литвы обрел полную автономию с широкими полномочиями, в состав которой вошли представители законодательной и исполнительной ветвей власти. Орган компетентен давать советы президенту по вопросам назначения судей, освобождения их от занимаемых должностей или же повышения. Также совет уполномочен принимать решение о возбуждении дисциплинарного дела в отношении судьи, рассматривать предложения по бюджету судов и принимать любые положения, связанные с администрированием судов. 

Вместе с тем, учреждена коллегия по отбору судей при президенте, которая имеет решающий голос в их назначении, увольнении или повышении. Однако добившись обособленности ветвей власти литовские реформаторы определили председателю Верховного суда широкими полномочиями. Помимо того, что он является председателем совета судов, также имеет возможность вносить на рассмотрение президенту кандидатуру на должность директора национальной судебной администрации, назначать двух из семи членов комиссии по отбору судей и многое другое. Критики реформ судебной системы Литвы утверждают, что это создало избыточную централизацию власти.

Что касается проблемы взаимодействия прокуратуры и судебной власти, то здесь были расширены права последней. Так, реформаторы ограничили существенные надзорные функции прокуратуры — возможность вступить в дело на любой стадии, процессуальное право прокурора давать суду заключения по сути рассматриваемого дела, право в установленном законодательством порядке опротестовывать незаконные и необоснованные судебные решения. Таким образом, прокуроры в Литве выступает скорее в роли адвоката государства. 

Решение вопроса о зарплатах судей заняло семь лет — это время было потрачено на дебаты, по итогу которых был принят соответствующий закон. Сегодня при подсчете зарплаты литовского судьи учитывается не только базовый размер заработной платы и должностного оклада, но и среднегодовая инфляция за прошлый год и другие величины среднемесячной зарплаты в общественном секторе. Несмотря на все предпринятые меры для реформирования судебной системы, и ее фрагментарный успех, «болевой точкой» литовской судебной системы все так же остается коррупция.

После начала процесса восстановления независимости в Эстонии незамедлительно были приняты меры по ликвидации советского наследия, в том числе и в сфере судебной власти. 16 мая 1990 года Верховный Совет Эстонии провозгласил, что судебная система Эстонской республики должна быть создана в соответствии с пожеланиями народа и общепризнанными нормами международного права. В 1991 году был принят внушительный пакет законов, свидетельствующий о серьезности намерений эстонских властей привести в порядок судебную сферу и сопряженные институты. 

В Эстонии реформа не провозглашалась, но для нее было сделано очень много и очень быстро. К чести эстонских властей следует отметить, что они незамедлительно осознали важность организации системы повышения квалификации судей, и уже в 1995 году этим занялся фонд «Эстонский правовой центр», а в 2009 году эту функцию взял на себя Верховный суд страны. 

Судебная реформа в Эстонии предусматривала необходимость квалификационного экзамена на должность судьи, при этом экзамен должны были сдавать и новые претенденты, и судьи, практиковавшие в советский период. Судьи, обладающие советским чиновничьим менталитетом и демонстрирующие «обвинительный уклон», были отсеяны в результате подобного квалификационного экзамена, одной из задач которого было определить способность бывшего советского судьи отправлять правосудие в условиях трансформации политического режима и перехода к рыночной экономике.

Статья 3 эстонского закона о статусе судьи устанавливала, что судьей может работать лицо, обладающее высокими моральными качествами, подходящее для работы судьей и имеющее высшее юридическое образование, полученное в Тартуском университете или соответствующее этому уровню. 

Существенными достижениями судебной реформы в Эстонии также являются учреждение конституционной и административной юстиции. В судах первой и второй инстанции было введено распределение дел методом случайной выборки (ст. 7.1 Закона ЭР «О судах»). Особо следует отметить учреждение должности Канцлера юстиции (институт, аналогичный институту Омбудсмана), чьи полномочия и статус определены в главе 12 Конституции Эстонии.

В Латвии действует трехуровневая судебная система. Суды первой инстанции: районные (городские) суды (32), административные районные суды, которые состоят из пяти судебных домов. Апелляционные суды: окружные суды (8, в том числе 3 судебных дома), административные окружные суды (5). Суды кассационной инстанции: Верховный суд. 

В первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются в районных (городских) судах, в свою очередь административные дела — в административных районных судах.

Окружные суды как апелляционная инстанция рассматривают дела в порядке апелляции. А именно, по просьбе лица рассматривают решение, принятое судом первого уровня, если лицо считает, что принятое судом решение неверно.
Верховный суд — это суд третьего, высшего уровня, который рассматривает дела в кассационной инстанции. Кассация – это проверка законности судебного решения низшей инстанции. В этой инстанции Верховный суд проверяет соответствие обжалованного решения нормам материального и процессуального права и делает выводы, основываясь на материалах дела.
 
Административно Верховный суд не связан с районными (городскими) или окружными судами. Председатель и судьи Верховного суда не могут контролировать или давать указания судьям судов более низкого уровня по рассмотрению конкретных дел или организационным вопросам.
 
Сначала гражданину следует обращаться с иском в суд первой инстанции. Если решение этого суда не удовлетворяет, то его можно обжаловать в окружном суде. Если и это не удовлетворит подателя иска, то дальше следует обращаться в Верховный суд.
 
Наряду с судебной системой судебную власть в Латвии составляет также Конституционный суд, который оценивает соответствие законов и других нормативных актов Конституции (Сатверсме), а также рассматривает другие дела, по закону переданные в его компетенцию.
 
В состав районных городских судов входят также отделы Земельной книги. Они записывают в Земельные книги недвижимую собственность и закрепляют или регистрируют связанные с этой собственностью права. Сведения, находящиеся в Земельных книгах, являются публично доступными.
 
Суды действуют в соответствии с закрепленными в законе принципами. Существуют как общие принципы, распространяющиеся на все суды, так и особые принципы, которые распространяются на рассмотрение определенных дел.

Грузия 

Реформа грузинской судебной системы началась с приходом к власти Михаила Саакашвили и его соратников. Тогда пришедшая власть решила обособить суд и искоренить в нем коррупцию. За образец взяли западный опыт. Реформаторы выстроили новую структуру судебной власти, образовав независимый Высший совет юстиции, задачей которого стала оплата работы судей. При этом назначения на соответствующие должности проводил председатель Верховного суда. В итоге совет юстиции был сформирован из 15 судей, 9 из которых делегирует Верховный суд, 4 — парламент и 2 — президент.

Грузинская система состоит из трех инстанций: городские суды, два апелляционных и один кассационный (Верховный суд). При этом были упрощены некоторые процедуры, например, подача исковых заявления по любому вопросу в один суд. 

Важно отметить, что в рамках реформации «новая» власть не разгоняла судейский корпус, в отличие от преобразования полиции. И даже наоборот, вместе с антикоррупционной кампанией количество судов и судей увеличивалось. С 2005 года в судебную систему пришли 160 судей, тем самым обновив ее на 20%. Также результатом реформы можно назвать то, что в первые три года за коррупцию были осуждены 14 судей. 

Также было принято решение обучать кандидатов на должность судей Высшей школе правосудия. Поступить туда могут только юристы, срок обучения — 10 месяцев. Каждый год в школе для судей обучаются не более 10 студентов. По итогу обучения новоиспеченный судья проходит сертификационный экзамен. Отличительной чертой реформы является то, что судью назначают пожизненно.

Сегодня приток кадров в судебную систему происходит за счет молодых людей. Средний возраст судей Грузии — 35–40 лет.

Помимо всего, благодаря реформации зарплата судьи первой инстанции была увеличена в шесть раз по сравнению 2005 годом, и составила 1500 евро. Кроме того, любой гражданин может узнать в режиме онлайн как зарплату отдельных судей, так и бюджет Верховного суда. 

С прошлого года в Грузии внедрили классический суд присяжных, который на сегодня разобрал только два дела. Стоит отметить, что в грузинском суде явка присяжных строго обязательна, в противном случае неявившимся грозит штраф. На данный момент присяжные рассматривают дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами, но в ближайшее время к этому добавятся дела об изнасилованиях.

Также сегодня в Грузии работают над внедрением института медиации, который процессуально предшествует суду первой инстанции. Делается это для того, чтобы сократить нагрузку на суд и смягчить столкновения людей в семейных спорах и имущественных конфликтах.

Одной из прогрессивных мер грузинской реформы считается введение должности судьи-спикера. Он занимается обеспечением связи с обществом и гражданскими институтами. Так, в каждом суде есть по два-три специально обученных судьи, которые могут доступно прокомментировать решения своих коллег по тому или иному делу, что облегчает работу журналистов при освещении судебных дел. 

Важным достижением можно назвать тот факт, что, по данным международных исследований, уровень доверия к судебной системе Грузии составляет от 60% до 70%. Однако независимые эксперты предполагают, что данные не соответствуют действительности. Так, по данным адвоката Гелы Николаишвили, только по 0,001% рассмотренных в 2009 году уголовных дел был вынесен оправдательный приговор, тогда как в западной практике суды оправдывают треть подозреваемых.

Украина, Беларусь 

Судебная реформа в Украине происходит в настоящий момент, и состоит из нескольких этапов, первым из которых является перезагрузка судебной системы, избрание новых судей на прозрачном и независимом конкурсе и как следствие — формирование новых украинских судов.

Второй элемент реформы — формирование трехуровневой судебной системы, которая включает местные суды, апелляционные суды и Верховный суд. Таким образом, из судебной системы исчезнут высшие специализированные суды (Высший административный, хозяйственный и Высший специализированный). 

В состав Верховного суда будет входить не более 200 судей, которые поделят на пять подразделений: большая палата, кассационный административный суд, кассационный суд, кассационный уголовный суд и кассационный гражданский суд. Проект предусматривает также постепенное обновление и новый набор судей местных судов, также со временем перезапустят и суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Как было сказано, судьи будут выбираться по результатам конкурса. Для того, чтобы стать судьей, судейский опыт не обязателен – подаваться могут адвокаты, ученые и правозащитники. Условиями для подачи своей кандидатуры являются высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет.
 
Следующий этап реформы предусматривает полное лишение политического влияния, как для Высшего совета юстиции, так и других органов, которые проводят контроль судебной системы, избрание судей и их назначение. Кроме этого, законопроектом предусматривается лишение Президента полномочий создания и ликвидации судов.

Касательно судейской неприкосновенности: в законе прописан ряд антикоррупционных механизмов для судей, в частности, обязательства ежегодно подавать декларации о доходах и декларации родственных связей и добропорядочности. Также вводится механизм постоянного мониторинга образа жизни судей и уровня их расходов. Одним из новых оснований для увольнения станет отказ судьи доказать законность источников происхождения имущества.
 
Еще одним позитивным изменением является создание института частных судебных исполнителей. При этом в законе указывается перечень судебных решений, которые они исполнять не могут: решения, по которым должником является государство, госорганы, органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия; решения о выселении физических лиц и др.

Касательно судейской неприкосновенности: в законе прописан ряд антикоррупционных механизмов для судей, в частности, обязательства ежегодно подавать декларации о доходах и декларации родственных связей и добропорядочности. Также вводится механизм постоянного мониторинга образа жизни судей и уровня их расходов. Одним из новых оснований для увольнения станет отказ судьи доказать законность источников происхождения имущества.

Еще одним позитивным изменением является создание института частных судебных исполнителей. При этом в законе указывается перечень судебных решений, которые они исполнять не могут: решения, по которым должником является государство, госорганы, органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия; решения о выселении физических лиц и др.

С обретением государственного суверенитета в Республике Беларусь был взят курс на построение демократического правового государства. При этом неизбежной стала необходимость выбора путей формирования институтов судебной власти, которая является общепризнанным и неотъемлемым элементом правового государства. Выбор национальной модели правосудия должен был учитывать особенности административно-территориального устройства страны, сложившиеся правовые и национальные традиции, обеспечивать максимальную приближенность судебных учреждений к населению, включая вопросы транспортной доступности.

Первым программным документом, определяющим пути развития судебной системы страны, стала Концепция судебно-правовой реформы, утвержденная Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 23 апреля 1992 года. Ею было задано в целом верное стратегическое направление по формированию в Республике Беларусь независимых и мощных институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства.

Концепция предусматривала создание системы гарантий независимости судей при осуществлении правосудия; освобождение суда от ряда несвойственных функций в процессуальной деятельности с одновременным развитием состязательных начал во всех видах процесса; кардинальное реформирование системы судоустройства и судопроизводства на основе конституционных принципов территориальности и специализации построения судебной системы. 

Создателями Концепции ставилась задача максимально приблизить ситуацию в сфере правосудия в Республике Беларусь к общемировым стандартам. Значительный отпечаток на многие положения Концепции наложили процессы, происходившие на раннем этапе обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета, сопровождавшиеся сменой политических приоритетов и курсом на коренное переустройство государственного аппарата, оставшегося в наследство от советского периода.

Принятый в январе 1995 года Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» был еще в значительной степени ориентирован на Концепцию. Однако уже в 1996 году в новой редакции Конституции Республики Беларусь, принятой на общереспубликанском референдуме, были принципиально изменены подходы к построению судебной системы, обеспечено ее единство. В состав органов судебной власти был включен Конституционный Суд, скорректированы его полномочия, уточнены компетенция и подходы к построению системы хозяйственных судов.

В 1997 году был принят Кодекс чести судьи — свод правовых, моральных и этических правил и требований к образу жизни судьи, его поведению как в судебном заседании, так и в повседневной жизни, обязательных для каждого судьи независимо от занимаемой должности. Тогда же была увеличена численность судейского корпуса. Приняты меры по укреплению материально-технической базы судов, правовых и социальных гарантий судебной работы.

В этот период началось формирование концептуальных подходов к современному пониманию проблемы укрепления доверия к институтам правосудия, обеспечения его доступности, профессионализма, способности оперативно и качественно разрешать судебные дела любой сложности.

Формирование обширной национальной нормативной базы заставило также серьезно заняться специализацией судей не только в судах областного звена, где традиционно существовали судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, но и в крупных районных судах, в хозяйственном правосудии. Учитывая активное развитие отношений, связанных с объектами интеллектуальной собственности, важность обеспечения надлежащей судебной защиты прав и интересов в этой сфере, в 2000 году была образована патентная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь (ныне — судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности). Серьезное обновление претерпело процессуальное законодательство.

Вступивший в силу с 1 июля 1999 года Гражданский процессуальный кодекс закрепил более совершенную, современную и доступную процедуру для обращения в суд граждан и юридических лиц за защитой своих прав. Концептуально изменилась правовая идеология гражданского процесса за счет более четкой и всеобъемлющей реализации основных принципов – состязательности сторон и диспозитивности.

Характерными чертами Уголовно-процессуального кодекса, введенного в действие с 1 января 2001 года, стали серьезная демократизация уголовного процесса, законодательное разграничение процессуальных функций обвинения, защиты и осуществления правосудия. 

Тогда получил четкое законодательное определение правовой статус каждого участника уголовного процесса; законодательно усилены гарантии защиты прав как подозреваемого и обвиняемого, так и лица, пострадавшего от преступления. Повышена эффективность судебного производства по уголовным делам за счет введения средств разумной процессуальной экономии по делам об очевидных преступлениях, не относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Был значительно расширен круг преступлений, уголовное преследование по которым должно осуществляться в порядке частного и частно-публичного обвинения.

В системе хозяйственных судов была создана Служба судебных исполнителей, что позволило улучшить результативность и своевременность исполнения решений хозяйственных судов.

Россия

Судебная реформа в России также началась сразу после распада СССР. Процесс был построен аналогично и с другими постсоветскими странами — по западному опыту. В первую очередь был создан конституционный суд, восстановлены суды присяжных и мировая юстиция, образована четырехзвенная система арбитражных судов, которая состояла из самостоятельных апелляционных и кассационных арбитражных судов. Последние были сформированы по принципу судебных округов. 

Сегодня в 16 субъектах РФ работают конституционные и уставные суды. При этом на федеральном и региональном уровнях функционируют органы судейского сообщества. 

В результате реформации изменилось и положение судей, так как одна из основных целей — создать условия для их независимой деятельности. В рамках выполнения этой задачи были конституционно гарантированы независимое осуществление правосудия, неприкосновенность и несменяемость судей, а также установлены гарантии материального и социально-бытового обеспечения.

Также для того, чтобы обеспечить деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества был создан судебный департамент при Верховном суде. По индикативе органа была создана уникальная государственная автоматизированная система «Правосудие», которая объединила в себе единое информационное пространство судебной системы. Там же была начата публикация судебных актов, принимаемых арбитражными судами. 

Помимо материального и социально-бытового обеспечения реформаторы увеличили численность судей и работников аппаратов судов, что позволило более оперативно рассматривать судебные дела. Однако, несмотря на принимаемые меры, в России остается актуальной проблема затрудненного доступа граждан к судебной власти. Это обусловлено большой территории соседнего государства. 

Также среди проблемных аспектов функционирования судов в России — коррумпированность судей. Чтобы решить этот вопрос реформаторы предлагают повысить им зарплаты, обеспечив финансовую независимость, и ввести более прозрачное распределение бюджета.  

Доверие общества к российской судебной власти — также не сильная сторона системы. Согласно исследованиям, около 80% электората открыто заявляют, что не верят в справедливый суд, и уверены в коррумпированности судей. При этом 39% из опрошенных виной этому считают безукоризненную судейскую неприкосновенность. 

Следует обозначит, что приоритетные направления реформ: гуманизация правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел в судах, контроль за исполнением судебных решений и более качественная подготовка судей.