Мировой и казахстанский опыт поддержки развития туризма 11 Октября 2018 в 13:11 658 Фото: pixabay.com
Как показывает мировой опыт, механизмы государственного-частного партнерства и меры государственной поддержки являются одним из главных факторов динамичного развития индустрии туризма. 

В странах с развитой туристкой инфраструктурой отрасль находится в активном партнерстве с государством и частными инвестициями.

Например, в Испании государство осуществляет грантовое софинансирование до 30% от стоимости проекта, в Португалии государство предоставляет беспроцентные кредиты до 10 лет на строительство объектов туризма, в Малайзии предусмотрено полное освобождение от налогов.

В Южно-Африканской Республике действуют Программа поддержки доступа к международным рынкам и Программа повышения качества МСБ в сфере туризма, которые предполагают возмещение со стороны государства затрат от 30% до 50% квалифицированных расходов на участие в выставках, роудшоу, получение знаков качества (HACCP, ISO) и других. 

В Пуэрто-Рико действует система поддержки туризма и круизной индустрии, предполагающая налоговые скидки от 50%, преференции в виде освобождения от налогов на срок до 10 лет. 

В Венгрии в сфере туристской отрасли действуют программы государственной поддержки повышения квалификации, налоговые преференции, финансовые субсидий для инвесторов объем инвестиций которых превышает 50 млн. евро с созданием не менее 50 новых рабочих мест и другие.

Интересен опыт нашего соседа Узбекистана, где господдержка сферы туризма ведется сразу по 5 направлениям: поддержка малого и среднего бизнеса, строительство и модернизация гостиниц, стимулирование прямых инвестиций, поддержка покупки транспорта для туристов, стимулирование внедрения технологий. К примеру, туристские компании Узбекистана до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных платежей за ввозимые автомобили туристского класса. Предприятия, привлекающие прямые иностранные инвестиции и специализирующиеся на оказании туристских услуг в отраслях экономики, освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд, при объеме прямых частных иностранных инвестиций от 300 тыс. долл. США до 3 млн. долл. США – на 3 года, от 3 млн. долл. США до 10 млн. долл. США – на 5 лет, свыше 10 млн долл. США – на 7 лет.

Показателен опыт Турции в этом направлении, которая ведет государственную поддержку туристского бизнеса еще с 1982 года, несмотря на то, что в 2017 году страну посетили уже более 32 млн. туристов. 

Согласно данным Министерства культуры и туризма Турции, благодаря программам государственной поддержки и механизмам государственно-частного партнёрства, с 1982 года количество туристов увеличилось в двадцать раз, а доходы от туризма в шестьдесят раз. 

Более того, согласно данным статистики Турции за 1982-2008 гг. наблюдается параллельный рост количества мест размещения и количества туристов, что дает обоснование того что, развитие туризма неразрывно связано с мерами государственной поддержки и механизмами государственного партнерства. 

Турция является одним из успешных примеров применения также моделей государственно-частного партнерства.  К примеру, в текущем году в г.Стамбул планируется открытие третьего аэропорта, реализуемого посредством государственного-частного партнерства (частные инвестиции – 10,2 млрд. долларов). Частные компании, которые инвестировали в проект, будут эксплуатировать аэропорт в течении 25 лет с последующей передачей государству, ожидаемые их доходы по оценкам составят порядка 22,2 млрд. долларов. 

Кроме того, в Турции для туроператоров, отелей применяются эффективные механизмы господдержки, такие как освобождение от таможенных  пошлин, предоставление коммунальных услуг (свет/газ/вода) для отелей в перспективных туристских регионах по самой минимальной цене, покрытие расходов участия в международных выставках, кредиты до 25 млн. долларов от банков  с заниженными ставками  под гарантии госфонда туроператорам принявших от 400 тысяч туристов из 26 целевых рынков, покрытие расходов на авиаперевозку (чартерные/рейсовые за каждый самолет 6 тысяч долларов) и другие. 

В рамках же программы господдержки учреждений здравоохранения и туристских компаний по медицинскому туризму Министерства здравоохранения Турции, предлагаются следующие меры господдержки – покрытие расходов учреждений здравоохранения и туристских компании по медицинскому туризму:

- до 60% на приобретение аналитических, исследовательских отчетов по странам, международных законов в объёме до 100 тысяч долларов США.
- до 50% расходов, которые связаны с дорожными расходами иностранных пациентов. 
- до 50% по организации в зарубежных специализированных выставках мероприятий, продвижение и рекламу, спонсорство, консалтинг и другие, до 300 тысяч долларов США в год.
- до 70% расходов участию в зарубежных специализированных выставках, конференциях и которая ограничивается суммой до 15 тысяч долларов США.
- до 50% расходов по рекламе в поисковых системах (Google/Yahoo/Yandex/Baidu) и которая ограничивается суммой до 100 тысяч долларов США в год.
- до 60% расходов по аренде офиса представительств в целевых странах до четырех лет и которая ограничивается суммой до 200 тысяч долларов США в год.
- до 50% по аккредитации, получению международных сертификатов и которая ограничивается суммой до 50 тысяч долларов США в год.
- до 70% расходов по проживанию, транспорту, рекламе и продвижению мероприятия связанных с пребыванием иностранных торговых делегации (HostedBuyer) и которая ограничивается суммой до 150 тысяч долларов США.
- до 50% расходов по одобренным министерством здравоохранения темам связанных с консалтингом (стратегия маркетинга/аккредитация/зарубежные рынки) и которая ограничивается суммой до 200 тысяч долларов США в год.

Как известно, Турция входит в десятку стран по прибытиям иностранных пациентов в мире (ежегодно 500 тысяч иностранных пациентов), в стране 46 учреждений здравоохранения, аккредитованных   Международной организацией JCI (JointCommissionInternational). В целях увеличения пациентов из-за рубежа и развития медицинского туризма правительством Турции ведется работа по созданию специальных экономических зон медицинского туризма и программе государственной поддержки учреждений здравоохранения и туристских компании по медицинскому туризму Министерства здравоохранения Турции.

Специальные экономические зоны медицинского туризма создаются по аналогу такой зоны как город Дубай (DubaiHealthcarecity).  В упомянутых зонах кроме услуг поликлиник и больниц предполагается развитие термального туризма, услуги ухода за людьми третьего возраста и людьми с ограниченными возможностями, строительство SPA, спортивно-оздоровительных, религиозных комплексов, медицинских университетов и научно-исследовательских лабораторий по фармацевтике и лечению. 

В данных специальных экономических зонах медицинского туризма инвесторам предлагаются следующие меры государственной поддержки:
- освобождение от налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- дешевая инфраструктура и возможность инвестиции;
- обслуживание инвесторов по принципу одного окна;
- разрешение на привлечение на работу иностранных врачей и медсестер; 
- разрешение на привлечение иностранных врачей консультантов в короткие сроки (без получения разрешения на работу);
- обязательное страхование гражданско-правовой ответственности врачей;
- обязательное расположение в 30 минутах езды от аэропортов.

Опыт Казахстана

В настоящее время вопросы государственной поддержки предпринимательской деятельности регламентируются в рамках Предпринимательского кодекса РК, а также отдельных законодательных актов, таких как Налоговый кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах», Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве».

Согласно статьи 91 Предпринимательского кодекса РК под государственной поддержкой частного предпринимательства понимается комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан.

В соответствии со статьей 93 Предпринимательского кодекса РК  государственная поддержка частного предпринимательства включает следующие основные виды:
1) финансовая и имущественная поддержка;
2) инфраструктурная поддержка;
3) институциональная поддержка, заключающаяся в создании и развитии финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства, научно-исследовательских институтов при государственных органах по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;
4) информационная поддержка, заключающаяся в информационно-аналитической, учебно-методологической, научно-методической поддержке частного предпринимательства.

Следует отметить, что туристская отрасль не выделена как отдельно направление государственной поддержки. Так согласно статье 92 Предпринимательского кодекса РК, государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1) малое и среднее предпринимательство;
2) агропромышленный комплекс и несельскохозяйственные виды предпринимательской деятельности в сельской местности;
3) индустриально-инновационная деятельность;
4) специальные экономические зоны;
5) инвестиционная деятельность;
6) предпринимательство отечественных производителей товаров;
7) жилищное строительство.
В связи с этим, субъекты туристской деятельности могут получать поддержку от государства только в рамках мер, предусмотренных для субъектов малого и среднего бизнеса, специальных-экономических зон и инвестиционной деятельности.

В рамках государственной поддержки инвестиционной деятельности предоставляются инвестиционные преференции.
По инвестиционному проекту (в том числе инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:
1) освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
2) государственные натурные гранты.

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций (далее – инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта):
1) преференции по налогам, включающие в себя:
уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов;
применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе;
2) инвестиционная субсидия, предоставляемая путем возмещения до тридцати процентов стоимости строительно-монтажных работ и приобретения оборудования без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, предусмотренных рабочей программой инвестиционного контракта.

Следует отметить, что получение инвестиционных преференций субъектами туристской отрасли предусмотренным для инвестиционного приоритетного проекта практически не представлялось возможным, так как завышено пороговое требование к размеру инвестиций, которые являются не приемлемыми для сферы услуг и туристской сферы в частности. Преференции предоставляются по инвестиционным приоритетным проектам, стоимость которых превышает двухмилионнократное значение минимального расчетного и проект относится к приоритетным видам деятельности. При этом, для получения инвестиционной субсидии размер инвестиций в размере инвестиций должен составлять не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя. Также инвестиционная субсидия не предоставляется по инвестиционным приоритетным проектам по расширению и (или) обновлению действующих производств.

Таким образом, комплексной и целенаправленной поддержки туристкой отрасли со стороны государства не осуществлялось, а имеющиеся меры государственной поддержки для субъектов туристкой деятельности не всегда подходят и мало привлекательны. Можно констатировать, что предлагаемое финансирование для субъектов туристского бизнеса в регионах является недостаточным, а срок кредитования для возврата кредита - коротким.  

Деятельность, осуществляемая в рамках туристской сферы, по инвестиционным приоритетным проектам была включена в приоритетные виды деятельности в июле 2018 года, определенным Правительством Республики Казахстан.