Мормоны, баптисты, протестанты – кто может стать миссионером в Казахстане 07 Декабря 2017 в 18:04 256 Фото: CC0 Creative Commons
Миссионерство — одна из форм деятельности религиозных организаций, которая направлена на то, чтобы привлечь или обратить людей к той или иной религии. Встречается, в основном, в универсальных религиях, прежде всего, в мировых и не распространено в национальных религиях. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (на собственной канонической территории).

В Казахстане официально зарегистрировано 498 миссионеров, из них 427 иностранных граждан, остальные 71 граждане Казахстана.  

«Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан», — отметил глава комитета по делам религий Еркин Онгарбаев.

Миссионерская деятельность - деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев, лиц без гражданства, направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан с целью обращения в религию.

Согласно Закону Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства осуществляют миссионерскую деятельность после прохождения регистрации.

Регистрация лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, производится местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи документов. 

Срок регистрации приостанавливается при проведении религиоведческой экспертизы для получения заключения по материалам, представленным миссионером. Миссионеры на территории Республики Казахстан обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в местных исполнительных органах. 

Для регистрации миссионеры предоставляют в местные исполнительные органы следующие документы и материалы:

1) копию паспорта или удостоверения личности;
2) заявление с указанием территории и срока миссионерской деятельности;
3) документ, выданный религиозным объединением на право осуществления миссионерской деятельности от имени религиозного объединения;
4) справку о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица и копию устава религиозного объединения, представителем которого является миссионер;
5) религиозную литературу, иные информационные материалы религиозного содержания, предметы религиозного назначения, предназначенные для миссионерской деятельности. Дополнительное использование после учетной регистрации материалов религиозного содержания согласовывается с местными исполнительными органами.

Иностранцы и лица, без гражданства в Республике Казахстан для регистрации в качестве миссионера в местные исполнительные органы дополнительно представляют следующие документы:

1) легализованный или апостилированный документ, удостоверяющий, что религиозное объединение, которое представляет миссионер, является официально зарегистрированным по законодательству иностранного государства;
2) приглашение религиозного объединения, зарегистрированного в Республике Казахстан.

Документы, выданные иностранными государствами, представляются с нотариально засвидетельствованной в Республике Казахстан верностью перевода на казахский и русский языки и нотариально засвидетельствованной в Республике Казахстан подлинностью подписи переводчика, осуществлявшего перевод.

Гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, представившим документы для прохождения регистрации в качестве миссионера, отказывается в регистрации на основании отрицательного заключения религиоведческой экспертизы, а также, если их миссионерская деятельность представляет угрозу конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения. Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.

Хочется отметить, что на сайтах областных и городских акиматов есть список лиц, занимающихся миссионерской деятельностью. Проанализировав эти списки, мы решили выделить несколько религий и религиозных организаций, миссионеры которых распространяют свои идеи в Казахстане.

Ислам 

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата. Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению.

Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»). Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают), но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.

Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний). В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.

Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов. Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.

В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:
  • вера в Аллаха (ат-Таухид)
  • вера в ангелов Аллаха (маляикат)
  • вера в Писания Аллаха (китаб)
  • вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)
  • вера в предопределение Аллаха (къадр)
  • вера в будущую жизнь (ахъират)
Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех мусульман: 
— чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»); 
— пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда; 
— соблюдение постов в течение месяца Рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
— паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина; 
— пожертвования нуждающимся и на нужды общины (“закят”).

Православие 

Православие — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает 3 место по численности (225 млн. чел) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.). После разделения Церквей (1054 год), ставшего итогом длительного процесса отчуждения между Церковью на Западе и Церковью на Востоке Римской империи вследствие богословских споров и стремления римских епископов (пап) подчинить себе Восточные Церкви, первое по чести место среди Православных Церквей принадлежит кафедре епископа Константинополя — Нового Рима (согласно правилам Вселенских соборов, до раскола первенство чести принадлежало Римской кафедре). Православие, по смыслу слова рассматривающее себя как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной Церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры (без филиокве) и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой — Иисус Христос.

Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной используемый в литургии Православия догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры без филиокве, утверждающий: 
  • Спасение через исповедание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа). 
  • Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их (2, 8‑й члены Символа), единосущие Бога-Отца и Бога-Сына. Исповедание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим, рожденного от Бога Отца прежде начала времени (2‑й член Символа). 
  • Боговоплощение (3‑й член Символа). 
  • Веру в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века» (5, 6, 7, 11, 12‑й члены Символа). 
  • Исповедание Святого Духа Господом, дающим жизнь и исходящим от Бога Отца (8‑й член Символа). 
  • Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9‑й член Символа). Глава Церкви — Иисус Христос. 
  • Необходимость единократного крещения для оставления грехов (10‑й член Символа).
Католицизм 

Католици́зм (католи́чество) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов. Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с 23 восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме. Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви». Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Священное Предание включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских Соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Согласно догматической Конституции второго Ватиканского собора Dei Verbum «Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви». Со Священным Писанием и Священным Преданием тесно связано понятие «учительство церкви» (Магистериум). Согласно католической доктрине на «учительстве церкви» лежит обязанность аутентичного истолкования и Писания и Предания, причём учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему.

Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признает, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Новоапостольская церковь

Новоапостольская церковь — международная христианская религиозная организация, возникшая в XIX веке. Существуют основные положения в учении новоапостольской церкви: вера в триединого Бога, вера в возможность прощения грехов, вера в воскресение из мёртвых, вера в то, что управление церковью происходит самим Иисусом Христом через своих посланников — апостолов и других священнослужителей, вера в скорое пришествие Иисуса Христа.

Пресвитерианство

Пресвитерианство — одно из направлений в протестантизме и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и, таким образом, рассматривается как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви. Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественном предопределении, непогрешимости Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.

Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 года. Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причём отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Обрядовая жизнь сводится к молитвам, проповеди пастора, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.

Церковь Иисуса Христа Святых последний дней

Членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (которых часто называют «мормонами») можно встретить среди любых слоев общества. Они работают в бизнесе и сельском хозяйстве, образовании и науке, индустрии развлечений и средствах массовой информации. Президент Церкви Томас С. Монсон сказал: «Как церковь мы стремимся помочь не только нашим людям, но также и людям доброй воли во всем мире, следуя духу братства, который исходит от Господа Иисуса Христа».

Церковь насчитывает более 15 миллионов человек, при этом большинство из них живут за пределами Соединенных Штатов Америки. Мормоны верят, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней является восстановлением христианства Нового Завета, которому учили Иисус и Его апостолы. Она не является протестантской, евангелистской, католической или православной. Тем не менее, основные моральные, культурные и семейные ценности, поддерживаемые Церковью, сходны с таковыми в большинстве других христианских вероисповеданий. 

Мормоны верят в Библию – как в Ветхий, так и в Новый Завет. Кроме того, они используют и другие Священные Писания, в том числе Книгу Мормона, которая служит дополнительным свидетельством о миссии Христа и Его Божественности. Вместе эти Священные Писания предоставляют ответы на такие важные вопросы, как сущность Бога, спасение и Искупление. Члены Церкви находят убежище от неопределенности мира в послании надежды и счастья, содержащемся в Евангелии. Мормоны осознают реальность того, что жизнь имеет божественное предназначение, что Бог заботится о каждом человеке, и что каждый имеет возможность совершенствования, делая правильный выбор. Образование – одна из наивысших ценностей в Церкви. Получение образования считается как духовным, так и гражданским долгом. 

Миссия Церкви состоит в том, чтобы проповедовать Евангелие Иисуса Христа, а не выбирать политических деятелей. Церковь не поддерживает, не выдвигает и не выступает против политических партий, кандидатов или платформ, признавая, что все они, сами по себе, могут иметь определенные ценности. Тем не менее, Церковь призывает ее членов быть сознательными гражданами общества, узнавать о проблемах, стоящих перед обществом и принимать участие в голосовании на выборах. Более того, Церковь ожидает, что, участвуя в политической жизни общества, члены Церкви будут вести себя осознанно и цивилизованно. При этом Церковь уважает различное происхождение и жизненный опыт ее членов.

Протестантство

Протестантизм или протестантство в переводе означает публично доказывающий. Протестанты считают основой своей веры Библию — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа». Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:  

1. Sola Scriptura — «Только Писание» «Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов» 

 2. Sola fide — «Только верой» Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения. 

3. Sola gratia — «Только благодатью» Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу. 

 4. Solus Christus — «Только Христос» С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом. 

 5. Soli Deo gloria — «Только Богу слава» Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение. В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций.

Баптизм

Баптизм — одно из направлений протестантского христианства. Конфессия, вышедшая из среды радикальных английских пуритан. Евангельские христиане-баптисты разделяют все базовые общехристианские доктрины, основанные на Библии. Они верят в Троицу (Единого Бога в трёх Лицах), Спасителя Иисуса Христа — истинного Бога и истинного Человека, в загробную жизнь, рай и ад. Вместе с тем баптисты не почитают икон, не используют свечей и не имеют иных традиций, которые прямо не предписаны Библией.

Особую роль у баптистов играет учение о спасении. Баптисты верят в то, что каждый человек может спастись, поверив, что Христос умер за него. Поэтому баптисты настаивают на необходимости личной веры, так как именно через веру человек получает спасение. При этом они опираются на слова апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Евангельские христиане-баптисты считают, что подлинная духовная жизнь начинается с того, что человек признаёт себя грешником и хочет начать новую жизнь. Это рассматривается как духовное рождение (рождение свыше), после этого уверовавший человек допускается до крещения и после становится членом церковной общины.

С точки зрения евангельских христиан-баптистов, человек не принадлежит к церкви или к вере по рождению. Каждый человек должен осознанно и лично принять решение о том, желает ли он быть христианином и к какой церкви он хочет принадлежать. Свобода совести (право личного выбора в отношении религии) является одним из важнейших вероучительных убеждений баптистов.

В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих.

Соблюдение нравственных норм считается обязательным для всех членов баптистских церквей. Они крайне негативно относятся к добрачному сексу, супружеским изменам, разводам и абортам. Для баптистов характерен полный отказ от спиртного, они не курят, не употребляют нецензурной лексики. Нарушители этических норм призываются к порядку, а в случае отсутствия исправления отлучаются от церкви. 

1-м Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский Символ веры, а также сформулированы следующие принципы: 
  • Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни (Sola Scriptura). 
  • Церковь должна состоять только из духовно возрождённых людей. Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви. 
  • Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрождённым людям. 
  • Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах (конгрегационализм). 
  • Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство. 
  • Свобода совести для всех верующих и неверующих. 
  • Отделение церкви от государства.


Оставить комментарий
Защита от автоматических сообщений