Между нами. Почему в Казахстане нужно говорить о половом воспитании подростков? 04 Декабря 2017 в 21:39 492 Фото: CC0 Creative Commons
Забота о детях и их воспитание — это естественное право и обязанность родителей. Об этом сказано в основном законе нашей страны Конституции Республики Казахстан. Права, обязанности детей прописаны в казахстанском законодательстве. Охрана здоровья детей и детства — еще одно обязательство, которое мы все обязаны соблюдать, в первую очередь, родители. Охрана репродуктивного здоровья детей и подростков — тема куда более щепетильная, но обходить её стороной никак нельзя. Особенно, когда дело касается осведомленности подростков в вопросах полового воспитания.

По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), в Казахстане по-прежнему на высоком уровне остаются подростковые беременности. Повозрастной коэффициент рождаемости в группе девочек в возрасте 15-19 лет в стране увеличился в 2014 году до 34,5 (на 1000 женщин). В 2016 году коэффициент понизился до 28, но это всё ещё существенно выше, чем в развитых странах.

Согласно докладу ЮНФПА «Разработка обоснования по снижению возраста подростков для независимого согласия при получении медицинских манипуляций с 18 до 15-16 лет», в Казахстане при позитивном демографическом сдвиге сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Около 16% браков — бесплодны, за что в равной степени ответственны и мужчины, и женщины. Эксперты связывают это с широкой распространенностью инфекций, передающихся половым путем, высоким уровнем абортов среди молодежи, а также увеличением рождаемости среди девочек в возрасте 15-19 лет, которая имеет тенденцию к увеличению. При этом, к методам контрацепции прибегают лишь 28,6% молодых людей в возрасте 15-19 лет.

По статистике в зарегистрированных случаях, одна из четырех беременностей в Казахстане заканчивается искусственным прерыванием. Аборт — одна из главных причин материнской смертности или последующих осложнений. Но если количество абортов в стране снижается, то количество родов среди подростков увеличивается.

Анализ состояния здоровья данной категории населения свидетельствует о низком уровне индекса здоровья девушек-подростков, так как почти каждая вторая из них (46,9%) имеет те или иные заболевания. Гинекологическая патология наблюдалась у 1466 девочек на 100 000 осмотренных. Более половины из них имеют дисфункциональные состояния репродуктивной системы. Среди молодых людей (как девушек, так и парней) растет уровень инфекций, передающихся половым путем, что влечет за собой высокий уровень бесплодия. Кроме того, увеличивается количество ВИЧ-инфицированных молодых людей.

Фото: CC0 Creative Commons

По информации ЮНФПА, фактический возраст сексуального согласия в Казахстане снизился до 14 лет, то есть подростки уже в этом возрасте начинают половую жизнь. По мнению экспертов, это повод задуматься о том, что подросткам в стране необходимо всестороннее половое образование. Кроме того, эксперты считают, что в республике необходимо повысить доступность подростков к медицинским услугам в области охраны репродуктивного здоровья. По их мнению, именно с 15 лет у молодых людей возникает данная потребность, и с этого возраста подросток должен иметь право самостоятельно давать согласие на медицинское вмешательство.

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе тема интимных отношений, особенно в среде подростков, табуирована. О сексе предпочитают не говорить, либо объяснять всё общими фразами, тема сексуальных отношений является даже среди взрослого населения чем-то постыдным, «развратным», не говоря уже о молодежи в возрасте 14-19 лет. Но по мнению экспертов, такие запретительные меры не дают эффекта — число подростковых беременностей, абортов, инфекций, ВИЧ-инфицированных не уменьшается от того, что молодых людей не обучают половому воспитанию. То есть, если о сексе не говорить совсем, то ситуация в лучшую сторону явно не изменится. О репродуктивном здоровье подростков нужно говорить — открыто и информативно.

Исполнительный представитель ЮНФПА в Казахстане Раймбек Сисемалиев в своем докладе «Обеспечение всестороннего полового образования по вопросам охраны репродуктивного здоровья подростков» описывает следующие условия, которые могут обеспечить репродуктивное здоровье молодежи:

— Пересмотр возраста молодых людей на право самостоятельно давать добровольное информированное согласие на медицинские услуги, законодательно снизив его до 16 лет с нынешних 18 лет;
— Гарантированный доступ подростков к современным средствам контрацепции;
— Политика по охране здоровья молодежи;
— Обеспечение универсального доступа к качественному медицинской и социальной помощи (ПМСП, молодежные центры здоровья);
— Обучение специалистов молодежных центров, школьных медсестер;
— Подготовка специалистов в системе здравоохранения по подростковой медицине;
— Гарантированное финансирование молодежных центров здоровья;
— Создание системы непрерывного повышения качества услуг (аккредитация, сертификация).

И самое основное — половое образование в системе школьного и средне-технического образования. 

«Подростковый возраст считается сложным периодом, а сами подростки — одна из самых уязвимых групп населения. Это период проб и ошибок, когда среди подростков распространено рискованное поведение, в том числе сексуальное. Молодые люди получают ограниченный доступ к получению как медицинской, так и социальной помощи, они плохо информированы», — считает эксперт.

«К сожалению, мы сталкиваемся с неправильной трактовой понятия сексуального образования, которое зачастую сводится к фразе «обучение сексу». В действительности сексуальное образование — это, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность. И в-третьих, это воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости», — говорит Раймбек Сисемалиев.

Как считают эксперты, сексуальность молодых — это их естественная потребность и они имеют право на её реализацию. Другой вопрос, что подростки не всегда знают пределы допустимого сексуального поведения, а также свои права, обязанности, ответственность. Поэтому, как считают аналитики ЮНФПА, сексуальность и нужно выводить из запретных тем и относиться к этому спокойнее. Обществу нужно признать сам факт наличия сексуальности у молодежи пубертатного периода и дать подростку возможность спокойно повзрослеть, чтобы его зрелость тела развивалась вместе со зрелостью души и формированием стойкой морали и ответственности. При этом половое образование должно охватывать широкий круг вопросов и касаться не только биологических и физиологических аспектов, но и социальные и эмоциональные. Содержание программ должно быть адаптировано к возрасту и уровню развития подростка.

Фото: CC0 Creative Commons

По предложению ЮНФПА половое образование — это:

— предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации;
— обучение основным жизненным навыкам (навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д.);
— воспитание позитивных установок и ценностей (самоуважения, открытости, ценность семьи и т.д.).

На типичный в данной ситуации вопрос «А не развращает ли такое воспитание нашу молодежь?» эксперты отвечают, что половое образование не способствует увеличению среди подростков большого интереса к половой жизни. Ситуация меняется в другую сторону — повышается осведомленность о ВИЧ/СПИД, о контрацепции, в частности по вопросам использования презервативов, о лечении заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП).

Как утверждают авторы доклада ЮНФПА «Разработка обоснования по снижению возраста подростков для независимого согласия при получении медицинских манипуляций с 18 до 15-16 лет», ситуацию с репродуктивным здоровьем подростков можно также улучшить, если повысить доступность молодежи к медицинским услугам (повысить ответственность и наделить их правом давать согласие на медицинские процедуры самостоятельно). Все подростки должны не только иметь свободный доступ к молодежным центрам здоровья, но и понимать ответственность за свое здоровье, и следовательно, уметь самостоятельно принимать решения при пользовании услугами специалистов. По мнению экспертов, это поспособствует формированию у подростков активной гражданской позиции и отношению к здоровью, как к жизненной ценности.

Для этого специалисты предлагают:

— Работать над повышением доверия родителей к молодежным центрам здоровья, работа центров должна быть прозрачной, а качество услуг — высоким;
— Врачей необходимо обучать навыками работы с подростками, чтобы молодые люди полностью понимали врача и могли брать на себя ответственность за свои решения;
— Подростков необходимо вовлекать в охрану своего здоровья;
— Молодежные центры здоровья необходимо развивать так, чтобы подростки могли свободно туда обращаться. Сегодня, пока посещаемость центров низкая, у общества может складываться ложное ощущение, что у молодежи могут быть проблемы с доступностью и конфиденциальностью.

Это всё то, о чем говорят эксперты, основываясь на своих исследованиях и международном опыте. Все они твердо уверены — подростков необходимо просвещать, чтобы развивать в них ответственность за свои действия и помогать развиваться. Редакция Dixinews.kz решила узнать у министерства образования и науки РК — есть ли в школах страны половое воспитание и не планирует ли ведомство вводить для этого новый предмет.

«В настоящее время различными формами санитарно-просветительской деятельности охвачены 100% учащихся общеобразовательных школ республики», — говорится в ответе на запрос.

Так, в организациях технического и профессионального образования (колледжах) ведется воспитательная работа и пропаганда здорового образа жизни. Медицинские работники и специалисты социально-психологической службы из центра здорового образа жизни проводят лекции и беседы с учащимися — идет охват студентов 1-2 курсов (16-18 лет).

Фото: CC0 Creative Commons

По информации МОН, в колледжах также проводят лекции и беседы по вопросам профилактики и предупреждения насильственных действий, в том числе сексуального характера, как среди несовершеннолетних, так и со стороны взрослого населения, привлекаются участковые инспектора полиции соответствующих административных участков. Такие беседы проводят раз в месяц, а саму тему обсуждают и на классных часах.

В колледжах также проводят родительские собрания для недопущения фактов подростковой беременности — разъясняются правовые последствия для законных представителей несовершеннолетних, об ответственности и их обязанностях, организовываются просмотры видеофильмов по проблемам ранней беременности «Репродуктивное здоровье девочек».

Как ответили в ведомстве, отдельного предмета по половому воспитанию в школах страны нет, так как данную тему уже изучают в рамках предметов «Самопознание» (с 2011 года), где преподаются нравственные основы семейного воспитания, а также «Культурология» (с 2008 года), в рамках которого рассматриваются вопросы культуры семьи, семейных ценностей, семейных, брачных отношений, культуры современных отношений.

На тему половой жизни и современных методов контрацепции проводят разъяснительные работы, учащиеся проходят анонимное анкетирование. Проводятся профилактические беседы для равных возрастных групп на темы: «Между нами девочками», «Профилактика ранней беременности», «Проблема здоровья при ранней беременности», «Контрацепция» с приглашением специалистов Центра 3ОЖ, гинекологов, общественной организации «Равный-Равному».

Также в МОН РК ответили, что ведомство не рассматривает введение отдельного предмета по половому воспитанию, так как «в Государственном общеобязательном стандарте предусмотрены все необходимые предметы, в рамках которых студентам разъясняются основы полового воспитания».

В системе школьного образования нравственно-половое воспитание и образование осуществляют школьные медицинские работники, предметники и классные руководители по соответствующим учебным программам с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних. Кроме того, по информации МОН, получение знаний учащимися о репродуктивном здоровье и гигиеническом воспитании обеспечивается в рамках школьной программы (Химия, Биология, Самопознание, ОБЖ).

В рамках предмета «Биология»:
— в 8 классе в разделе «Индивидуальное развитие организма» (в объеме 4 часов) предусмотрено изучение вопросов о рождении ребенка, уход за новорожденным, о болезнях, передаваемые половым путем, о ВИЧ/СПИДе;
— в 9 классе в разделе «Основные закономерности генетической наследственности» (в объеме 5 часов) о половой генетике, генетических основах здоровья, генетических заболевания; в разделе; «Закономерности изменчивости» (в объеме 4 часов) о генетике и медицине, профилактике некоторых генетических заболеваний человека и их лечение, нежелательность родственных браков и медико-генетической консультации.
— в 10 классе в разделе «Неклеточные формы жизни (в объеме 2 часа)» о вирусе СПИДа, его строение и особенности, профилактике вирусных заболеваний; в разделе «Закономерности генетики (в объеме 7 часов)» о признаках, передаваемые генетическим путем; в разделе «Генетика человека (в объеме 5 часов») о генетических основах здоровья, влиянии среды на генетическое здоровье человека, генетических заболеваниях, о генотипе и здоровье человека.

Также в рамках предмета «Самопознание» отведены темы на формирование гигиенической культуры школьника в количестве не менее 25 часов. В рамках данного предмета предусмотрено обучение несовершеннолетних понятиям, как «ценность здоровья», «вредные привычки» и «культура взаимоотношений с противоположным полом». Школьные психологи также вовлечены в работу по просветительским учебным программам и специальным курсам — «Программа профилактики вредных веществ», «Нравственно-половое воспитание школьников», «Охрана репродуктивного здоровья девочек и девушек», программа «О тебе».

«Получение знаний учащимися о репродуктивном здоровье и гигиеническом воспитании обеспечивается в рамках школьной программы (Химия, Биология, Самопознание, ОБЖ), в связи с чем, считаем нецелесообразным введение отдельного предмета по основам полового воспитания учащихся», — заключили в министерстве.


Оставить комментарий
Защита от автоматических сообщений