Социальные проблемы радикализируют молодежь и без религиозного посыла - эксперт 08 Ноября 2014 в 06:13 1214
Сможет ли «новый паразит» внедриться в «новый мир» и насколько казахстанцы подвержены опасной вербовке, мы узнали у аналитика Научно-исследовательского центра по делам религии Жанибека Утемисова.
 
Dixinews: Сегодня весь мир обеспокоен ситуацией в Ираке и Сирии. Наверняка вы тоже за ней следите. Можете рассказать предысторию образования террористической группировки, именуемой «Исламское государство»?
Ж. Утемисов: В последние месяцы ведущие мировые СМИ потратили много чернил и бумаги на рассуждения о так называемой группировке ИГИШ (Исламское государство Ирака и Шама (Леванта)), по-арабски «Даъиш».
В 2003 году США свергли власть Саддама Хусейна в Ираке, однако стабилизировать обстановку в стране им так и не удалось вплоть до их ухода из Ирака в 2011 году. Американское присутствие в Ираке глубже усугубило раскол государства на три сектора: шииты – центр и юг страны; сунниты – центр и северо-запад страны; иракский Курдистан – северо-восток Ирака.
После свержения С.Хусейна к власти в Багдад приходят шиитские иракцы, которые монополизировали властные официальные структуры страны. Вследствие этого появляются суннитские ополчения различного характера, основанные на различных убеждениях, в том числе религиозных, которые борются за свои гражданские и религиозные права.
Одной из таких группировок являлось иракское подразделение «Аль-Каида», так называемое «Исламское государство Ирака», которое было основано 15 октября 2006 года. С 2007 по 2010 годы лидером ИГИ был Абу Умар аль-Багдади.
После смерти Абу Умара аль-Багдади в 2010 году лидером ИГИ становится к тому времени малоизвестный Абу Бакр аль-Багдади (Абдаллаха Ибрахима Ауад аль-Самарраи).
С начала гражданской войны в Сирии с 2011 года деятельность ИГИ переходит на сирийскую территорию. По мере расширения влияния ИГИ на иракской и сирийской территориях в 2013 году она переименовывается в  «Исламское государство Ирака и Шама (Леванта)». После так называемого удачного «блицкрига» ИГИШ на севере-западе Ирака 29 июня 2014 года боевики ИГИШ объявили о создании «Халифата». После чего ИГИШ переименовалось в так называемое «Исламское государство».
Нужно отметить, что многие ученые арабского мира просят не называть эту «Банду» Исламским государством, так как ничего общего с Исламом они не имеют.

Dixinews: Происходит некий диссонанс, ведь во главе группировки на данный момент стоят европейцы, а, как известно, Европа всегда была далека от влияния на своих граждан этих течений.  Неужели это говорит о том, что вербовка идет на всех концах света?
Ж. Утемисов: ИГИШ умело пользуется современной технологией информационной агитации и имеет своих или пользуется услугами профессиональных PR-консультантовна базе хорошо оборудованных студий. В довод подобным суждениям можно привести ролики, которые принадлежат «ИГИШ- пикчерс». Выложенные в интернете ролики отличаются хорошим качеством. К тому же можно обозначить профессиональное использование в медийном плане, события и ключевые даты или стрежневую религиозную терминологию для психологического воздействия на религиозные чувства верующих.
Вот эта информационная сила ИГИШ в интернет-пространстве и является, главным образом, причиной того, что многие мусульмане из разных стран мира в надежде защитить честь и кровь своих братьев по религии обманываются пропагандой ИГИШ и попадают в эту группу, откуда уже не уйти. Таким образом, пропаганда рассчитана в основном на иностранных мусульман для увеличения собственного контингента.
Обозначу, что интернет является не только платформой для вербовки, но и полем настоящей информационной войны, как это мы наблюдаем на практике современных конфликтов в мире.

Dixinews: В начале 2014 года в youtube выложили видео, где наши сограждане призывают к джихаду в Сирии. Даже была информация, что их там около 80 человек. Затем в МИДе опровергали эту информацию, заверяя, что казахстанцев в зоне террора нет. На ваш взгляд, как все эти люди с семьями попали туда? Кто мог проспонсировать и завербовать их?
Ж. Утемисов: Подобные события с казахстанской молодежью не что иное, как результат ее неосведомленности о своей религии. Для того, чтобы подобное неповторялось, властям надо идти на опережение, то есть уделить значимое внимание просветительской деятельности молодежи в плане повышение религиозной грамотности.
Что касается спонсирования и вербовки, то можно определить, что каждый случай имеет индивидуальный характер. В целом, подобного рода вопросы касательно участия в боевых действиях, которые происходят за пределами нашей страны, контролируются компетентными органами государства.

Dixinews: После недавних событий на западе Казахстана, когда все эти радикальные исламские течения усилились, государство отреагировало на ситуацию. В СМИ начали транслировать документальные фильмы и писать статьи, а в школах даже ввели новый предмет «Религиоведение». Насколько эти меры эффективны? Есть ли у вас данные и прогнозы о снижении опасности влияния террористических группировок на молодежь?
Ж. Утемисов: Действительно, проблему радикализма необходимо решать комплексно, обращаясь к корню вопроса, но при этом в поисках простого решения идеологических проблем важно не поддаваться соблазну обозначить исключительно одну причину и назвать одного врага. Тем самым это подтолкнет к действиям в силовом ключе, с навязыванием представления об угрозе для национальной безопасности страны без методологической базы и точных определений.
Агитационная деятельность властей в сфере предотвращения подобных событий в какой-то мере имеет определенное влияние на общество. В данном контексте необходимо обозначить, что общество нуждается в просвещении традиционного религиозного познания в позитивном характере без каких-либо страшилок и угроз. Результаты агитационной деятельности будут более эффективны, когда мы будемпреподносить религию Ислам в позитивном формате, которого придерживались предки казахов.
В перспективе только лишь правильно выбранная религиозная политика в стране может гарантировать ее стабильность. При этом нужно подчеркнуть, что религиозная стабильность основана на социальных факторах, таких как трудоустройство, материальное благосостояние, образование в сочетании с религиозной грамотностью, а также решение жилищных вопросов.

Dixinews: Сейчас пошли первые теракты в Чечне, ответственность за которые на себя берет «Исламское государство». Первые волнения всегда происходят в РФ, потом доходят и до нас. Насколько критична ситуация? Стоит ли обществу опасаться терактов в нашей стране?
Ж. Утемисов: Я лично не владею информацией по поводу достоверности участия боевиков ИГИШ втеррористических актах в Грозном. Что касается версии о террористе-смертнике, который, возможно, был связан с бойцами ИГИШ, то скажу, что он с таким же успехом мог иметь связи и со спецслужбами иных стран.
Российская внутренняя политика на северном Кавказе имеет своеобразную конъюнктуру, и было бы ошибочно применять российскую аналогию к нашей стране. Даже, к примеру, различия между Казахстаном и Узбекистаном, странами Центральной Азии подобны небу и земле в плане социально-религиозной политики.
Главная проблема нашей страны скрывается в проблемах социального характера, которые могут радикализировать молодежь без какого-либо религиозного посыла. Это может сыграть на руку закулисным мировым игрокам, которые действуют в сугубо личных интересах в пространстве внутриполитической игры, не считаясь с интересами народа и государства.
Руководство государства предпринимает все меры для безопасности жизнедеятельности наших граждан. Поэтому в ближайшем будущем акты, в том числе террористического характера, в Казахстане маловероятны.

Dixinews: «Исламское государство» называет себя мировым движением, так как в нем есть все существующие террористические группировки. Говорят, что и казахстанские радикальные течения присоединились к ним. Расскажите, так ли это?
Ж. Утемисов: Сложно назвать ИГИШ мировым движением, так как истоки зарождения группировки были результатом оккупации Ирака американцами и далее сирийская гражданская война.  Но, согласно информации и видеороликам, которые сливаются в Интернет, а также официальным заявлениям западных стран, национальный контент группировки разнообразен. Наличие сочувствующих людей в разных странах мира не означает, что в этих странах есть официальный или неофициальный представитель.
Но, опять же, нельзя забывать об умелом использовании медийно-агитационного инструмента группировкой ИГИШ. Конечно, нельзя отвергать факты ухода граждан Европы, как они это называют,«на помощь сирийскому народу против режима Б.Асада», в Сирию, как по гуманитарной линии, таки для борьбы против правительства Б.Асада. Использование химического оружия против собственного народа не оставляет равнодушным общественное мнение западных стран, в особенности мусульманского меньшинства в Европе. При этом мировые СМИ приписывают всех, кто уходит в Сирию, в ряды ИГИШ, что является субъективным ошибочным фактом, так как кроме них там действует Свободно-сирийская армия и другие группировки.

Dixinews: За основу всех этих течений взята религия. В нашей стране превалирующее число мусульман. В основном под вербовку попадают мужчины. Как казахстанцам отгородиться от этого опасного влияния, но остаться в религии?
Ж. Утемисов: Без сомнения, религиозный голод казахстанцев за время атеистического простоя в период Советской власти достиг своего апогея.  Результатом религиозной потребности населения стало проникновение многих разных религий и идеологий в наше общество. И, чтобы как-то это исправить, я предложил бы следующие рекомендации:
- первым делом исключить вероятность планомерной агитации исламофобии посредством СМИ. Так как такая тенденция закладывает линию разделения в обществе, которая может стать одной из основных и важных причин ослабления религиозной толерантности в обществе;
- противодействие радикальным идеологиям должна быть  в форме религиозного просвещения общества. Реализация «просвещения» путем ознакомления населения основам Ислама как религии, призывающей к миру, согласию и толерантности.
- необходимо учесть, что религиозная просвещенность молодежи о религии отцов и дедов (традиционном вероисповедании) является одним из важных факторов защиты общества от экстремизма и терроризма, а также является основой стабильного сосуществования народов Казахстана.
В этой связи важно отметить социальный аспект, который влияет на всеобщее благосостояние населения. Социально-экономическая удовлетворенность граждан играет значимую роль для стабильного развития страны и общества.
 
 
 

Оставить комментарий
Защита от автоматических сообщений