Обнаружена гигантская черная дыра времен ранней Вселенной 26 Февраля 2015 в 18:10 1731

Международный коллектив астрономов обнаружил гигантскую древнюю черную дыру, снабжающую энергией наиболее яркий квазар (активное ядро галактики) в ранней Вселенной. Масса черной дыры в 12 миллиардов раз превосходит массу Солнца, а количество энергии, которое забирает квазар, в квадрильон раз больше солнечной. Об открытии сообщает РИА Новости, со ссылкой на журнал Nature.

Квазар SDSS J0100+2802 располагается на расстоянии 12,8 миллиардов световых лет от Земли, за пределами наблюдаемой Вселенной. Объект образовался в эпоху, наступившую всего 900 миллионов лет после предполагаемого Большого взрыва. Эта эпоха реионизации наступила вслед за «темными веками» Вселенной: тогда мир впервые залил свет от первых галактик и квазаров. Необычная яркость квазара позволит ученым сделать беспрецедентно точные измерения температуры, ионизации и содержания металлов во время эпохи реионизации.

Свет квазара SDSS J0100+2802 в 420 триллионов раз ярче солнечного, и семь раз — самого далекого квазара из известных астрономам. Масса его черной дыры в 12 миллиардов раза больше солнечной — это наиболее тяжелая черная дыра среди квазаров высокого красного смещения (самых далеких). Больше всего ученых поразили габариты черной дыры: считается, что такие объекты набирают массу долгое время, заглатывая газ и попавшие слишком близко звезды.

Открыли объект на Лицзянском телескопе (китайская провинция Юньань), с диаметром зеркала всего 2,4 метра. После этого расстояние до квазара и массу черной дыры определили «тяжеловесы»: Большой Бинакулярный Телескоп (8,4 метра) и Многозеркальный Телескоп (6,5 метра) в штате Аризона. Результаты исследования прошли проверку также на Маггелановом Телескопе (Чили) и обсерватории ДЖемини (Гавайи).