Дешевые автомобили из России подрезали казахстанский рынок 06 Мая 2015 в 16:38 1416

С января по март официальные ритейлеры Казахстана продали 25 тыс. автомобилей, что на четверть ниже результатов первого квартала 2014 года, сообщает холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО». Клиенты самого холдинга купили 13,1 тыс. автомобилей на сумму 24 млрд тенге ($130 млн).

Резкое снижение сбыта в автоцентрах официальных дилеров в четвертом квартале 2014 года было вызвано обвалом курса российской валюты. Однако 1 января 2015 года состояние рынка усугубили изменения в налоговом регулировании, коснувшиеся перемещения автомобилей через российско-казахстанскую границу, считают участники рынка. В результате отмены НДС и акцизов на автомобили, ввозимые физическими лицами, по итогам первого квартала 2015 года зафиксирован антирекорд: свыше 107 тыс. новых и подержанных автомобилей, поступивших на территорию республики по «серым» каналам, три четверти всего теневого импорта пришлось на «секонд-хэнд».

С начала года конвейер АО «АЗИЯ АВТО» обеспечил 79% легкового автопроизводства страны и седьмую часть продукции казахстанского машиностроения. Однако несанкционированная торговля превысила сбыт официальных дилеров и в 40 раз превзошла продажи автомобилей казахстанской сборки.

Гендиректор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан» Игорь Потапов отмечает, что укрепление рубля и рост цен на нефть внушают участникам рынка оптимизм, однако главной причиной спада он считает именно теневой импорт.

«В новейшей истории отечественной автоиндустрии столь угрожающее перспективам отрасли положение сложилось впервые и, несомненно, требует решительных действий со стороны государства», — отметил Игорь Потапов.

В итоге объемы выпуска автомобилей на заводе в первом квартале сократились в полтора раза к аналогичному значению 2014 года. Большая часть производства (71,5%) пришлась на KIA, Chevrolet и Skoda составили 21,8% и 6,7% соответственно. Однако на первом месте по продажам в Казахстане остается продукция АвтоВАЗа: доля бренда достигла 37,4% (против 30,3% в аналогичный период 2014 года). На фоне 26%-ного падения казахстанского рынка сбыт продукции АвтоВАЗа лишь на 8% уступил результатам первого квартала 2014 года.

Чистый убыток, зафиксированный АО «АЗИЯ АВТО» по итогам первого квартала текущего года, составил 1108,4 млн тенге. Как поясняет президент АО «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев, 544 млн тенге из этой суммы приходится на курсовую разницу и прошлогоднюю девальвацию тенге. Но основной причиной спада он также называет «серый импорт».

«Стремительную деградацию отрасли под давлением теневого импорта могут остановить только решительные меры со стороны государства. Отдельную, нишевую роль, безусловно, сыграет госпрограмма автокредитования. Но насколько успешной она будет — это зависит от механизма распределения выделенных государством средств», — отмечает Ерик Сагымбаев.

К слову, государство тоже понимает сложность проблемы и ищет пути решения. На сегодняшнем брифинге в Астане вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау сделал свой прогноз развития республиканского автопрома. По его мнению, отрасль произведет в 2015 году 30 тыс. автомобилей (при пессимистичном сценарии — 20 тыс.). Говоря о господдержке, Альберт Рау привел в пример Россию, которая в этом году напрямую субсидирует автопром на 120 млрд руб.

 

«Это очень большие суммы. У нас получают кредиты, не по коммерческой, не по действующей ставке, но тем не менее это кредиты. Пока еще в инфраструктуру мы не вкладывались. Собираемся вкладываться в инфраструктуру в Усть-Каменогорске и, возможно, в Костанае. Поэтому мы считаем, что затрачено на сегодняшний день не так много. Но темпы, которые были, они впечатляют", — отметил чиновник.



Оставить комментарий
Защита от автоматических сообщений