Эксперты рассказали о внедрении кейс-менеджмента в социальную работу с казахстанцами
В третий день III Международного форума социальных работников в Нур-Султане говорилось об эффективных инструментах оценки при внедрении кейс-менеджмента в работе с семьями.
Специалисты поделились своим опытом социальной работы в различных секторах и целевых группах, в том числе с несовершеннолетними детьми, наркозависимыми, имеющими ВИЧ, и так далее.
“Нам нужно поднимать роль, значение и престиж профессии “социальный работник”, — подчеркнула исполнительный директор Национального альянса Динара Есимова, открывая практическую сессию — круглый стол с участием социальных специалистов из регионов.
Отдельное внимание, по ее словам, необходимо уделять обмену опытом и практиками в различных отраслях с коллегами по социальной сфере.
Психолог Акмолинского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД Маргарита Рыбина рассказала, как можно внедрить инструменты кейс-менеджмента в социальную работу с детьми, живущими с ВИЧ:
“У нас в организации нет социального работника, поэтому по возможности работу, именно кейс-менеджмент, выполняют все специалисты лечебного отдела, работа разделена между специалистами. Мне посчастливилось по приглашению Альянса в начале 2021 года пройти трехнедельный курс по кейс-менеджменту, и я активно применяю инструменты в своей работе. Для реализации мы применяем базовые инструменты кейс-менеджмента — это как раз девятишаговый алгоритм — ведение случая. Это удобный инструмент для практической работы с любым кейсом, которым может пользоваться даже специалист далекий от социальной работы”.
В выступлении она рассказала о внедрении первого и третьего шагов кейс-менеджмента — посещение семьи, выявление основных рисков и проведение первичной оценки ситуации, взаимодействий внутри семьи и глубинной оценки.
“Это выявление семьи с ребенком, у которого диагностирован ВИЧ-положительный статус, в семью выезжает врач-педиатр и врач-инфекционист и проводит первичную оценку здоровья, потребностей. У нас в области не так много детей с ВИЧ-статусом, и педиатры сами являются кейс-менеджерами и ведут всех деток. Глубинная оценка проводится не только с выездом в семью, но и при индивидуальном консультировании, что позволяет собрать полное представление о семье и составить план”, — добавила она.
О работе социального работника со взрослыми и наркозависимыми людьми рассказала координатор проектов по социальной работе общественного фонда «Answer» в Усть-Каменогорске Оксана Похилько:
“Первоначально мы собираем информацию о клиенте и о его семье, кто с ним проживает. Оцениваем состояние здоровья его и проживающих с ним. Рассматриваем поведение, оцениваем условия жилья, финансы семьи, доходы. Производим оценку семьи и окружения. Обязательно проводим юридическую оценку и так далее”.
Внедрение данных инструментов специалист продемонстрировала на конкретном примере — молодые Елена и Олег проживают в гражданском браке, не имеют документов и образования, воспитывают ребенка, жильё временное и не соответствует санитарным требованиям. Олег имеет временную, не постоянную работу и употребляет наркотики. Специалисты составили карту семьи, проанализировали возможные факторы риска, в том числе касающиеся ребенка — его отставание в развитии, отсутствие полноценного питания, социальная депривация.
“Какая работа была проведена — восстановлены документы, удостоверяющие личность, оказана правовая помощь, получили прописку, оформлено пособие по потере кормильца — около 41 тыс.тг — ребенок планирует посещать детский сад, логопеда, встали в очередь на жилье. Елена прошла курсы кройки и шитья, планирует устроиться на работу, Олег встал на учет в центр занятости как безработный, получает пособие в пределах 70 тыс. тг. Олег пока не бросил употреблять наркотики, но начал задумываться над этим, находится на стадии предразмышления”, — поделилась результатами работы Похилько.
Директор ОО «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм» Шахноза Хасанова поделилась с участниками форума о практике помощи детям мигрантов и жертв торговли детьми в Шымкенте:
“Учитывая, что мы находимся на границе с Узбекистаном, через нас проходит огромный поток мигрантов способом транзита. Некоторые приезжающие в Казахстан остаются здесь. Если рассматривать миграцию до 2000 годов, то основная масса мигрантов являлись мужчинами, в настоящее время мы столкнулись с тем, что многие мигранты-мужчины, которые приезжают в Казахстан, зачастую приезжают вместе с членами своих семей, либо женщина с детьми, либо мигранты, которые создают семьи уже в Казахстане. Тогда мы уже начинаем работу”.
Отдельно о практике работы с несовершеннолетними и пробации рассказала руководитель общественного фонда “Право” Ольга Рыль.
“Роль социального работника очень велика. Когда сравниваю выдержку предметов, которые изучают социальные работники и юристы, я хочу вам сказать, что социальные работники изучают дисциплин гораздо больше, чем юристы. Это радует”, — сказала она.
Также за круглым столом участники форума обсудили практику применения инструментов соцработы в семьях с риском изъятия детей, поделились инструментами комплексной оценки лиц, страдающих наркотической зависимостью.