Судебные реформы в Казахстане: от СССР до Независимости 14 Ноября 2018 в 14:17 14313 Фото: CC0 Creative Commons
Правовые реформы — это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

Сегодня правовые реформы в Казахстане определяются Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года. Данный документ был утвержден Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в августе 2009 года. Концепция состоит из 5 основных частей и содержит в себе направления правовой политики государства на период с 2010 до 2020 года.

В Концепции отражены высшие конституционные ценности: жизнь, права и свобода человека. Документ был подготовлен в том числе и для того, чтобы более эффективно выполнять конституционные нормы. В презентации концепции было отмечено, что Казахстану нужна единая правовая политика, основанная на современных тенденциях развития общества, накопленном опыте и научно обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества.

Реформирование судебной системы — важнейшая часть правовых реформ Казахстана. В целом правовые реформы в Казахстане начались с 90-х годов прошлого столетия и продолжаются по настоящее время. Предвестником начавшихся изменений стал предпринятый в период распада СССР процесс по реформированию всей системы советской государственности, в ходе которого впервые за весь период советского строя были предприняты попытки радикально изменить правовой статус суда, его место и роль в системе органов государства.

Судебная система СССР 

Предпринятые меры по реформированию судебной системы и правосудия явились закономерным результатом начавшейся в СССР в середине 80-х годов «перестройки», повлекшей за собой кардинальные преобразования в советском государстве и обществе, в том числе и в правовой среде. Этот процесс был напрямую связан с экономическим кризисом, охватившим СССР к началу 80-х годов. 

Тогда рост негатива среди населения не обошел и судебную систему: чрезмерная загруженность судей, вмешательство извне в их судебную деятельность, низкий уровень оплаты труда судей, ухудшение их качественного состава, высокая текучесть судебных кадров, низкое материально-техническое обеспечение судов вели к снижению качества правосудия и, как следствие, к падению престижности судебной работы.

В советский период юрисдикция судов отличалась узостью направления: она была ограничена только уголовными делами и незначительным количеством гражданских дел. Помимо этого, судейский корпус советского периода отличала политическая ангажированность. Даже в официальных документах был прописан тот факт, что суд — это официальный проводник политики партии в сфере применения законодательства. Такая зависимость порождала значительную управляемость судами партийными органами: отбор, назначение, ответственность, лишение судейских полномочий и т.д.

В советское время судебная система состояла из: судов СССР (Верховного Суда Союза ССР и военных трибуналов), верховных судов союзных республик, верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, а также судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов.

Суды рассматривали уголовные дела, незначительную категорию гражданских дел, а также материалы о некоторых административных правонарушениях. Суды в этот период были лишь частью правоохранительной системы. Понятия «судебная власть» ни в политическом, ни в правовом, ни в научном лексиконе не существовало, как и не существовало самого принципа разделения государственной власти.

По этой причине с начала правовой реформы была предпринята попытка обеспечить в первую очередь независимость судей, изменив процедуры их избрания, а также создание механизмов, гарантирующих их независимость. 

Официальным началом судебно-правовой реформы считается принятая на XIX Всесоюзной конференции КПСС резолюция «О правовой реформе». В документе было прописано повышение роли суда в системе социалистической демократии. Сделать это предполагалось укрепив его авторитет и независимость, а также обеспечив гласность и соблюдение презумпции невиновности, недопустимость обвинительного уклона, независимость прокуроров, допуск защитника на предварительном следствии и в судопроизводстве, увеличение числа народных заседателей при рассмотрении в суде наиболее сложных дел и многое другое. 

Судебная реформа при установлении Независимости 

16 декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. Тогда же было озвучено, что «государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». 

На тот момент было принято решение о том, что «судебная власть принадлежит Верховному суду и высшему Арбитражному суду Республики Казахстан». При этом высшим органом судебной защиты Конституции являлся Конституционный суд Республики Казахстан. Таким образом, основой для разработки и формирования новой правовой системы республики стали Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.

На этом этапе значительными для судебной сферы явились законы, принятые в 1992 году: «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», «Об арбитражном суде Республики Казахстан» и некоторые другие. 

Учреждение в 1992 году Конституционного суда было внесло изменения и новые элементы в провозглашенный принцип разделения властей. Также важно отметить, что до этого времени такой орган как «Конституционный суд» был неизвестен предшествующей советской правовой системе.

Так, Конституционный Суд, в соответствии с принятым Законом РК «О Конституционном Суде Республики Казахстан», провозглашался высшим органом судебной власти по защите Конституции республики. Орган считался самостоятельным и независимым от государственных и иных органов, должностных лиц, общественных объединений, и подчинялся только Конституции РК.

В январе 1993 года была принята новая Конституция, объявившая Казахстан демократическим, светским и унитарным государством. Согласно документу недавно образовавшаяся страна осуществляла свою деятельность в интересах гражданина и обществ, а человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права — считала высшей ценностью государства. В дальнейшем принятие Документа обозначило курс на формирование правового государства и признание приоритета прав человека. Тогда многие положения новой Конституции носили принципиально новый характер, что и определило дальнейшее направление судебной реформы. 

Так, впервые в истории законодательства Казахстана на конституционном уровне был закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Также было предусмотрено прямое действие основного Закона страны. 

Что касается судебной власти, то впервые было провозглашено о том, что назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод, обеспечении верховенства Конституции, законности и справедливости, распространение судебной власти на все дела и споры. Эти принципиальные положения, предоставляющие суду такие широкие полномочия, свидетельствовали о том, что законодатель признал суд органом власти. 

Нормы новой Конституции устанавливали, что судебная власть принадлежит Конституционному суду, Верховному суду, Высшему Арбитражному суду и нижестоящим судам. При этом Конституционный суд объявлялся высшим органом судебной власти по защите Конституции, а Верховный суд и Высший Арбитражный суд — высшими органами судебной власти по вопросам своей компетенции и судебному надзору за нижестоящими судами. 

Первая государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан была утверждена 12 февраля 1994 года постановлением Президента РК. Правовую систему республики ожидали кардинальные преобразования: законодательства, принципов, системы правоохранительных органов, а также судебной системы.

Принятая тогда программа ознаменовала новый этап в совершенствовании и демократизации всей правовой системы государства. Проведение правовой реформы преследовало важную цель — переход от административно-волевого регулирования общественной жизни к такой системе, которая должна быть основана на праве, а также способна обеспечить все права гражданина и разрешение любых (социальных, политических, правовых) конфликтов в рамках судебной процедуры.

На первом этапе были подвергнуты реформам базовые отрасли законодательства — конституционные, гражданские, трудовые, уголовные, административные, уголовно-исполнительные и, безусловно, судоустройственные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные.

Одним из самых важных решений в сфере уголовного судопроизводства стала переориентация приоритетов — от карательной системы в правообеспечительную. Это планировалось сделать с введением принципов, гарантирующих права, свободы и законные интересы вовлеченных в сферу уголовного процесса граждан: неприкосновенность личности, уважение чести и достоинства, презумпция невиновности, состязательность процесса и равноправие сторон, право на профессиональную юридическую помощь и защиту на любой стадии судопроизводства и др.
 
Однако в это же время еще сохранялась советская модель построения системы судебных звеньев. Тогда суды учреждались в каждом административно-территориальном образовании — районе, городе, области. Помимо этого, сохранялась также и инстанционность судов — суды первой, второй и надзорной инстанций с нахождением нескольких инстанций в одном судебном звене. 

Для того, чтобы обеспечить независимость судов и судей от местных органов власти предполагалось изучить вопрос о возможности введения окружных судов, территориально не совпадающих с границами административно-территориальных образований в республике. Однако это положение не было реализовано, хотя дискуссии о необходимости введения окружных судов не прекращаются до настоящего времени. 

Судебная реформа и Независимость 

В марте 1995 года Президент РК принял Указ «О порядке формирования нижестоящих судов Республики Казахстан». Согласно документу был установлен новый порядок формирования судов. Теперь назначение судей местных, военных и арбитражных судов и досрочное освобождение их от должности передавалось в компетенцию Президента РК.
К этому времени был поднят вопрос о том, что многие положения, провозглашенные Государственной программой правовой реформы в Республике, вошли в противоречие с положениями действующей в то время Конституции. 

Поэтому возникла необходимость проведения конституционной реформы, результатом которой стало принятие на основе референдума 30 августа 1995 года новой Конституции. В нормах документа нашли свое воплощение установленные Государственной программой наиболее принципиальные положения, в том числе и определяющие основы организации и функционирования судебной власти в республике.  

После принятия новой Конституции был так же принят Указа Президента РК, где устанавливался новый порядок формирования судебного корпуса. Помимо этого, чтобы улучшить его качественный состав, оценки и стимулирование роста профессиональной квалификации, повысить ответственность судей было принято решение провести аттестации всех судей судов республики. Для проведения аттестации были образованы Центральная и региональные аттестационные комиссии, составы которых были утверждены министром юстиции и председателем Верховного суда РК. 

Аттестация судей Верховного суда РК, а также председателей областных и приравненных к ним судов возлагалась на Центральную аттестационную комиссию, а всех судей — на региональные аттестационные комиссии. Судьи, прошедшие аттестацию, наделялись полномочиями постоянных судей, а судьи, не прошедшие аттестацию, — освобождались от должности

Тогда и были достигнуты первые успехи начатых реформ: расширение компетенции судов, повышение их роли в разрешении гражданских споров, рассмотрении жалоб на решения и действия органов уголовного преследования. 
В то же время граждане все чаще стали обращаться в суды с самыми различными исками, и в судебной практике возникло много новых проблем, что потребовало дальнейших правовых реформ. 

Процесс судебной реформы прошел в несколько этапов, для каждого из которых характерны определенные тенденции и меры: законодательные, организационные, материально-технические, улучшение взаимоотношений судебной власти с другими государственными органами, правового статуса судей и многое другое, принятые для преобразования и совершенствования судебной системы, обеспечения ее должного функционирования, правового статуса судей. 

Все это было сделано потому, что состояние судебной системы и качество отправления правосудия являются своего рода индикаторами, определяющими состояние законности, правопорядка, правовой защищенности каждого в обществе и государстве.