Судебные реформы: портфель приоритетных проектов Верховного Суда 12 Ноября 2018 в 13:39 17778
Портфель приоритетных проектов Верховного Суда был утвержден 10 января 2018 года распоряжением Председателя ВС. Тогда же были созданы рабочие группы по их реализации, которым необходимо выработать концептуальные предложения по дальнейшему развитию судебной системы.

Цели проектов — дальнейшее развитие и повышение доверия к правосудию, а также обеспечение Верховенства права. Эти цели планируется достичь повысив справедливость правосудия, его ответственности и независимости, качество судебных решений и компетентность судей.

Как указано на сайте Верховного Суда, приоритетом работы считается дальнейшая реализация Стратегии «Казахстан – 2050», Плана нации 100 конкретных шагов, Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».

В состав рабочих групп входят судьи Верховного и местных судов, работники департамента и Академии правосудия, адвокаты, судебные исполнители, представители НПП «Атамекен». 

Проект «Безупречный судья» 

Актуальность введения данного проекта обуславливается недостаточно высоким уровнем доверия населения к судейскому корпусу. 

Целью проекта является формирование высокопрофессионального судейского корпуса, на основе использования международных стандартов независимого правосудия, адекватного потребностям современного казахстанского общества. 

Как отмечают в Верховном суде, в рамках судебных реформ всегда уделялось важное значение вопросу формирования качественного кадрового состава судов. Однако, несмотря на принятые меры, их результаты не в полной мере соответствуют ожиданиям современного общества.

Главные причины такого положения — несовершенный механизм отбора и продвижения судей, тенденция к преобладанию в судейской среде аппаратных ценностей, недостаточно эффективные процессы и методики повышения квалификации действующих судей, а также неполнота реализации принципа независимости судей.

Проект направлен на дальнейшую реализацию 17-19 шагов Плана нации путем совершенствования механизмов отбора кандидатов на судейские должности, деятельности Академии Правосудия, а также институтов подотчетности и ответственности судей.

Проект «Безупречный судья» планируют реализовать через:

— усовершенствование системы подготовки кандидатов в судьи Академией правосудия, квалификационного экзамена и стажировки кандидатов в судьи;
— обеспечение транспарентности процедур отбора и продвижения судей, расширение доступа для «входа» в профессию;
— пересмотр действующего порядка рассмотрения жалоб на действия судей;
— изменение системы оценки и пересмотр института дисциплинарной ответственности судей;
— развитие инструментов стимулирования этического поведения судей;
— повышение законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий внешней и внутренней независимости судей при осуществлении правосудия.

Как указано на сайте Верховного суда, внедрение проекта пройдет в три этапа в течение 2018-2020 годов. В рамках реализации 1 этапа сотрудники судов обучатся навыкам стресс-менеджмента, коммуникациям со СМИ и приемам общения с участниками процесса. 

Также создатели проекта планируют: 
— минимизировать давление на судей со стороны СМИ и социальных сетей. Обеспечить высокий уровень подготовки кандидатов в Академии правосудия, и эффективный отбор ВСС при карьерном продвижении судей. 
— повысить компетентность судей. 
— разработать комментарии к Кодексу судейской этики.
— совместно с Союзом судей реализовать полномочия по координации работы комиссий по судейской этике и соблюдению судьями морально-этических норм. 
— информировать судей о практике рассмотрения комиссиями нарушений судейской этики.

Исполнение 2 этапа проекта придется на 2019 год, и затронет: 
— обеспечение эффективного отбора кандидатов ВСС. 
— новый порядок (повышение эффективности) рассмотрения жалоб.
— выявление психологических характеристик судей по итогам комплексного исследования. 
— снижение влияния силовых органов.

 3 этап проекта будет реализовать в 2020 году. Будут изменены: 
— квалификационные требования для назначения на должность судьи.
— количество незаполненных вакансий по итогам конкурса и обеспечено замещение временно отсутствующих судей.
— влияние председателя.
— оценка профессиональной деятельности.
— судья социально и материально защищен государством. 

Проект «Образцовый суд» 

Актуальность введения данного проекта обуславливается тем, что уровень удовлетворенности пользователей качеством судебных услуг является одним из ключевых факторов, влияющих на уровень доверия населения к судам. 

Оценка деятельности судов тесно связана с вопросами оптимальной организации работы, качества сервисов, персонала судов и надлежащими материально-техническими условиями, судебной нагрузкой и оптимальным использованием ресурсов.

Целью проекта — создать до 2020 года эффективную систему управления судами, которая обеспечит рост доверия граждан к системе правосудия.

Проект направлен на совершенствование системы управления судами, включая вопросы организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов, что:

1. Позволит оптимизировать организационно-штатную структуру и административные процедуры (back office);
2. Будет способствовать реализации требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» о финансировании, полностью обеспечивающем выполнение судами их конституционных полномочий;
3. В конечном счете, улучшит качество оказываемых пользователям судебных услуг (front office).

Основные направления проекта — повышение эффективности судебного администрирования и пересмотр системы финансирования судебной ветви власти. 

Достижение цели проекта планируется через реализацию следующих задач:
— повышение кадрового потенциала судебного персонала;
— оптимизацию организационно-штатной структуры и административных процедур в судах;
— улучшение инфраструктуры судов;
— создание системы сбалансированных показателей;
— определение оптимальной модели финансирования судов, исходя из
потребностей общества и других.

Как указано на сайте Верховного суда, внедрение проекта пройдет в три этапа в течение 2018-2020 годов. В рамках реализации 1 этапа будут разработаны новые квалификационные требования, ориентированные на конкретные функциональные обязанности работников судов и менеджеров. 

Также создатели проекта планируют: 
— оптимизировать организационно-штатной структуры Департамента и его территориальных органов. 
— организовать новые рабочие процессы судов, направленные на их упрощение, в том числе снижение функциональной нагрузки.
— создать модели «Идеального суда». 

Исполнение 2 этапа проекта придется на 2019 год, и затронет: 
— модификацию механизма оценки при отборе работников судов. 
— разработку учебных программ первоначальной подготовки работников судов и курсов повышения квалификации специалистов и менеджеров.
— включение в бюджетные расходы Академии правосудия средств на повышение квалификации работников судов. 
— внедрение современных методов HR-управления (check list, KPI, система мотивации).
— апробирование модели «Идеального суда» в пилотном режиме на базе одного из райсудов города Астаны. 
— разработка карты судов (Judicial map). 
— разработку проекта Закона «О государственной судебной службе».
— разработку методологии оценки размеров финансирования на основе потребностей граждан в получении качественных судебных услуг.

3 этап проекта будет реализовать в 2020 году. Будут выполнены: 
— разработка и внедрение системы сбалансированных показателей оценки эффективности судебной системы.
— исключение из полномочий председателей местных судов функций, связанных с судебным администрированием.
— укрупнение местных судов на основе карты судов (Judicial map) путем их слияния. 
— обеспечение капитального ремонта/ введения в эксплуатацию новых зданий судов (при условии достаточного финансирования). 
— оптимизация процессов обеспечения материально-технического снабжения судов. 
— разработка проекта Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс, направленных на исключение лимитов финансирования судебной системы и определение ее размеров на основе потребностей граждан в получении качественных судебных услуг. 

Проект «Справедливый процесс» 

Актуальность введения данного проекта обуславливается тем, что общество все еще не признает судопроизводство «скорым и правым». Все еще нередки нарекания о наличии в судах скрытой волокиты, необъективности и несправедливости судебной практики.

Целью проекта является обеспечение справедливой и единообразной судебной практики, ясность и оптимальность процессуальных действий, оперативность и прозрачность судебных процедур.

В рамках программы планируется обеспечить оптимизацию судебного процесса и судебных процедур через призму потребностей общества, реальное упрощение процессуального законодательства, проанализировать обоснованность и выявить причины неудовлетворенности общества справедливостью и объективностью судебной практики, проработать механизмы адекватной оценки правосудия населением.

Проект направлен на:
— обеспечение права каждого быть выслушанным в суде. 
— обеспечение исчерпывающего использования механизма судебной защиты по каждому конкретному делу. 
— своевременное рассмотрение дел в разумные сроки. 
— повышение авторитета первой и апелляционной судебных инстанций. 
— придание исключительного характера кассационному пересмотру дел.
— преодоление обвинительного уклона в судебном процессе. 
— обеспечение подлинного равноправия участников судебного процесса. 
— минимизацию судебных ошибок через формирование стабильной судебной практики и другие меры.

Реализация проекта планируется через следующие ключевые направления: «Упрощенный судебный процесс», «Оптимальные судебные процедуры» и «Справедливая судебная практика».

В результате работы по названным направлениям предполагается:
— минимизировать число процессуальных действий суда организационно-распорядительного характера; обеспечить их простоту и ясность. 
— пересмотреть систему оценки качества отправления правосудия. 
— исключить скрытую волокиту в судах. 
— сократить внесудебную нагрузку судей. 
— обеспечить неукоснительное соблюдение принципов правосудия.
— обеспечить прозрачность принятия решений, правовую определенность по наиболее распространенным категориям споров и другое.

Как указано на сайте Верховного суда, внедрение проекта пройдет в три этапа в течение 2018-2020 годов. В рамках реализации 1 этапа будут выработаны предложения по снижению избыточной репрессивности уголовного процесса и его гуманизации, а также по расширению сферы применения мер, альтернативных лишению свободы (штрафы, ограничение свободы). 

Также перед исполнителями проекта стоят задачи: 
— определить подсудность следственных судов в рамках внесения поправок в действующее законодательство. 
— разработка методологии ведения процесса для следственных судов.
— внесение предложения по пересмотру критериев оценки процессуальной деятельности судей.
— внести предложения по введению стандартов доказывания, правозащитных стандартов в сфере уголовного преследования. 
— расширение сферы применения медиации в уголовном процессе.
— применить проектное управление в работе над проектом АППК (анализы, исследования, международный опыт).
— провести анализ судебной практики по искам с участием государственных органов.
— участие в разработке новых Правил доступа в суды. 
— разработка стандарта публикации судебных актов.
— выработка предложений в Нормативное постановление по вопросам гласности судопроизводства.
— разработка стандарта поведения судьи в процессе. 
— проведение анализа качества отправления правосудия на государственном языке.
— выработка критериев разграничения судебных ошибок от злоупотреблений. 
— упростить гражданский процесс (сокращение дел приказного производства, расширение применения института исполнительной надписи, сокращение перечня санкционируемых действий ЧСИ) и др. 

Исполнение 2 этапа проекта придется на следующий, 2019 год, и затронет: 
— выработку рекомендаций для правоохранительных органов по снижению обвинительного уклона. 
— разработку учебного курса для судей по теории доказательств, организация курсов с приглашением международных лекторов.
— участие в организации учебных курсов для судей по психологическим приемам и навыкам общения с гражданами. 
— выработку единого подхода к отдельным вопросам правоприменения. 
— выработку предложений по минимизации влияния председателей судов и др. 

3 этап проекта будет реализовать в 2020 году. Будут выполнены: 
— предложение в процессуальное законодательство по расширению института пробации (по итогам пилотного проекта).
— создание службы переводчиков в судах.
— анализ норм широкого толкования. 
— внесение изменений в процессуальное законодательство по итогам проекта.  

Проект «Оптимальная среда»

Актуальность введения данного проекта обуславливается недостаточно высоким уровнем коммуникации судов с обществом. Суды все еще не в полной мере отвечают на информационные запросы общества. Суды не задают информационную повестку, наблюдается недостаток информационных каналов, интересного контента, не сформирован пул популярных спикеров от судов.

Цель проекта — выстроить эффективную коммуникацию между обществом и судами с учетом конкретных запросов населения.

Сегодня в обществе наблюдается высокий информационный запрос к судам. Особо этот вопрос актуализировался с развитием социальных сетей. В результате существенно возросли критические оценки деятельности государства. Существующие инструменты государственной информационной политики не всегда готовы своевременно и качественно дать ответы на вопросы общества. Выросли риски информационного манипулирования обществом. Существенно снизился авторитет традиционных СМИ (телеканалов и газет).

Суды сталкиваются с аналогичными вызовами. Регулярно возникают проблемы, связанные как с конкретными делами, так и общими трендами судопроизводства. Систематически звучит критика судов по резонансным судебным делам. Ее формат: «обвинение не доказано, но суд все равно выносит обвинение». Суды не задают информационные тренды по правовым вопросам, а только «оправдываются по критике судов».

Со стороны судов все еще не обеспечено дружественное отношение к СМИ. Периодически возникают ситуации, когда судьи ограничивают гласность судопроизводства, удаляют СМИ. Суды сухо и неохотно отвечают на информационные запросы населения. Отсутствует система мотивации для судей по взаимодействие со СМИ. 

В результате в судах сегодня крайне низок уровень спикеров. Нет ответственности за отказ в коммуникации. Проект направлен на преодоление изложенных ограничений через систему конкретных мер, выстраивание прямого диалога между судами, СМИ и обществом, повышение мотивации в судах на выстраивание эффективных коммуникаций.
Ключевыми направлениями проекта являются «Информационная работа с внешней средой» и «Повышение внутренней мотивации судей и сотрудников судов».

Основные задачи проекта:
— разъяснять судебные решения;
— создать условия «открытого суда» для общества и СМИ;
— повысить мотивацию судей и сотрудников судов на взаимодействие со СМИ и обществом;
— предусмотреть ответственность за факт отказа в коммуникации со СМИ;
— эффективнее использовать коммуникационные каналы;
— создать пул авторитетных спикеров от судов;
— создавать информационную повестку по текущей деятельности и развитию судов;
— создавать интересный контент о судах;
— включить судебную систему в общереспубликанскую информационную повестку.

Как указано на сайте Верховного суда, внедрение проекта пройдет в три этапа в течение 2018-2020 годов. В рамках реализации 1 этапа будут проанализированы юридическая природа нормативных постановлений Верховного Суда с выработкой предложений по улучшению разработки, структуры НП.

Также перед исполнителями проекта стоят задачи: 
— проанализировать судебную практику и информации социальных сетей с составлением списка конфликтных (несправедливых) норм закона. 
— осуществить комплекс мер, направленный на расширение взаимодействия с адвокатским сообществом.
— проанализировать причины возникновения споров и выявление рисков в договорах с выработкой предложений по обеспечению профилактики возникновения споров. 
— выявить риски в договорах для их исключения.
— подготовить тексты разъяснений, советов и инфографики по частым спорам.
— разработать новую методологию по проведению обобщений судебной практики с учетом международного опыта.
— изучить международный опыт стран ЕС, Турции, Малайзии о механизмах раннего реагирования, профилактики споров.

Исполнение 2 этапа проекта придется на следующий, 2019 год, и затронет: 
— разработать формы типовых договоров.
— изучить зарубежную практику партисипатива с выработкой предложений по развитию внесудебного партисипатива. 
— разработать законопроект, направленный на минимизацию конфликтных (несправедливых) норм закона.
— изучить международный опыт по страхованию прав (Германия и др.).
— разработать законопроект по вопросам страхования прав. 

3 этап проекта будет реализовать в 2020 году. Будут выполнены: 
— анализ текущей ситуации с выработкой предложений о законодательных мерах по усилению восстановительного характера правосудия с учетом международного опыта.
— разработать техзадание проекта «e –CIVIL». 

Проект Smart суд 

Актуальность введения данного проекта обуславливается недостаточно высоким уровнем удовлетворенности IТ-услугами как среди населения, так и внутри судебной системы. При этом проведена большая работа по цифровизации судебной системы, и было сделано немало проектов, созданы базовые компоненты.

Цель проекта заключается в достижении высокой удовлетворенности IТ-услугами судебной системы.

Судебная система Казахстана активно применяет в своей деятельности современные информационные технологии. Внедрение новых актуальных проектов в судопроизводстве способствует расширению доступа к правосудию, исключению судебной волокиты и упрощению работы судей.

Количество пользователей сервиса «Судебный кабинет» составляет 211 тысяч, а посетителей сайта Верховного Суда —порядка 4 тысяч в сутки. За год в республике рассматриваются миллионы судебных дел, что приводит к выводу о возможности дальнейшего повышения востребованности интернет- сервисов судов.

Для достижения цели проекта необходимого эффективно применять новые тренды в области IТ, создать максимально простые и удобные электронные сервисы для всех категорий пользователей.

Достижение основной цели проекта планируется через реализацию следующих задач:
— упрощение интерфейса и обеспечение достаточного функционала IТ-продуктов. 
— переход к полноценным электронным судебным делам (по видам судопроизводства). 
— создание сервиса досудебного урегулирования споров для граждан, системы прогнозирования исхода процесса. 
— применение технологий «искусственного интеллекта» и «блокчейн» в судопроизводстве.
— создание автоматизированных рабочих мест для участников процесса в залах судебных заседаний.
— упрощение процедуры формирования электронных исков (заявлений).
— создание отраслевого оперативного центра по информационной безопасности и другие.

Как указано на сайте Верховного суда, внедрение проекта также пройдет в три этапа в течение 2018-2020 годов. 

Проект «Качественный результат» 

Актуальность проекта заключается в том, что в необходимости качественных, мотивированных судебных актов, так как ответы на обращения служат поддержанию авторитета судебной власти, формированию в обществе доверия к суду. 

Недостаточный уровень доверия населения к судебной системе, среди прочего, вызван неясностью и невнятной мотивировкой отдельных судебных актов, что порождает сомнения в справедливости решения и должной квалификации судьи. Вопрос об обеспечении обязательной силы судебных актов также является весьма значимым и актуальным.

Цель проекта — повысить авторитет судебного акта, общий уровень удовлетворенности участников судопроизводства результатами обращения за судебной защитой.

Одними из важных причин недостаточного уровня доверия населения к судам является неясность судебного решения, формальный характер ответов на обращения граждан, а также несвоевременность исполнения судебных решений.

Мотивы принятого судебного решения должны понятны и прозрачны, текст судебного решения или ответа на обращение не должен ограничиваться простым перечислением установленных фактов и норм права. Мотивировка судебного документа должна содержать качественный правовой анализ доводов участвующих в деле лиц, их юридическую оценку и обоснование выводов суда.

Исполнительное производство должно в полной мере обеспечивать обязательную силу судебного акта, что непосредственно отражается на авторитете судебной и, в целом, государственной власти.

Проект «Качественный результат» планируется реализовать через:
— разработку модельного судебного акта;
— внесение изменений в нормативное постановление «О судебном решении»;
— реализацию учебных программ по логика, риторике, лингвистике;
— цифровизацию жалоб для прозрачного взаимодействия населения с госорганами;
— создание механизмов системного анализу обращений для выявления и устранения ошибок;
— усовершенствование законодательства об исполнительном производстве;
— пересмотр института санкционирования постановлений судебных исполнителей;
— углубление специализации по делам по обжаловании действий/бездействия судебных исполнителей;
— расширение взаимодействия информационных систем суда, судебных исполнителей и других госорганов, что обеспечит прозрачность исполнения судебных актов.

Как указано на сайте Верховного суда, внедрение проекта также пройдет в три этапа в течение 2018-2019 годов. В рамках реализации 1 этапа будут изменены и дополнены НП «О судебном решении» с приложением по структуре судебных актов, «О судебном приговоре» с приложением по структуре приговора, разъяснение судебных актов и др. 

Исполнение 2 этапа проекта придется на следующий, 2019 год, и затронет: 
— вкладка «исполнение». 
— в ИС АИС ОИП вкладываются часто обжалуемые постановления ЧСИ/ГСИ.
— заявление об обеспечении иска подается при подаче иска.
— внести предложение по оптимальной модели исполнительного производства. 

Проект «Центр внесудебного примирения»
 
Актуальность проекта — существующий уровень конфликтности в обществе, который влечет высокую востребованность судебных услуг. При этом инструменты досудебного урегулирования широко не используются. К примеру, вопросами развития медиации сейчас занимаются суды, правящая партия, Союз медиаторов, Дома дружбы при Ассамблее народа Казахстана, Центры правоохранительных услуг. 

Однако, как показал анализ, из 540 тысяч дел, которые могли быть завершены медиацией, 92% завершаются вынесением судебного акта. (При этом судебная медиация, составляет лишь 7,7%, а партисипативные соглашения — лишь 0,1%). Причина видится в отсутствии комплексной работы с населением и единой площадки для внесудебного разрешения споров.

Целью проекта является создание единой площадки для работы с населением по пропаганде и развитию институтов внесудебного разрешения споров, снижению конфликтности в обществе.

Основой для проектного решения послужили результаты предварительного анализа текущей ситуации. Почему люди судятся, порой годами, вместо того, чтобы прийти к соглашению. 

Этому есть несколько причин:
1. На сегодня медиаторы и адвокаты работают разрозненно, нет общих усилий по решению споров без суда, нет единой диалоговой площадки для решения спорных вопросов граждан;
2. Люди не умеют решать споры по согласию и не знают о методах примирения;
3. Нет доверия исполнимости соглашений;
4. Адвокаты нередко отдают предпочтение длительным судебным тяжбам;
5. Примирительные процедуры не развиваются из-за недостаточности собственных материальных ресурсов и квалификации медиаторов.

Все это делает необходимым объединить все услуги, нужные людям для мирного решения споров, в едином Центре, где будут оказывать помощь медиаторы, адвокаты, нотариусы, психологи, судебные исполнители. Центр будет также содействовать повышению осведомленности населения о внесудебных механизмах разрешения споров.

Для реализации проекта «Качественный результат» планируется разработать при участии общественности проект Концепции создания Центра внесудебного примирения, предусматривающей предоставление гражданам системы взаимосвязанных услуг, начиная от консультирования, определения категории спора, выбора медиатора, проведения примирительных процедур и до составления соглашения.