Как развивается рынок хостелов и эко-гостевых домов в Казахстане 17 Октября 2018 в 21:49 58093 Фото: Dixinews.kz
В начале сентября министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы на своей странице в Facebook поделился новостью о том, что к 2023 году доля туризма в ВВП Казахстана может достичь 8%. Он также сообщил, что Президент РК Нурсултан Назарбаев поручил разработать государственную программу развития туризма до 2023 года. 

26 сентября на сайте Министерства культуры и спорта Республики Казахстан появилась новость с проектом государственной программы развития въездного и внутреннего туризма Республики Казахстан на 2019-2023 годы. Журналист сетевого издания Dixinews.kz решил изучить этот документ и узнать, в чем заключается суть этого документа.

В предыдущем материале мы разобрали суть Программы - зачем она нужна.

Программа состоит из 7 основных пунктов, у которых есть еще и подпункты — это: 

1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
6. Необходимые ресурсы
7. Приложения

Как следует из паспорта Программы, ее целью является обеспечение доли туризма в общем объеме ВВП Республики Казахстан не менее 8% к 2023 году.

Сегодня мы хотим разобраться в том, какие цифровые показатели отражены в Программе. Как выяснилось, довольно большая аналитическая работа была проделана Министерством культуры и спорта Республики Казахстан. Одним из важнейших исследований является анализ гостиниц, хостелов и отелей, находящихся не только в городах, но и в курортных зонах. В Казахстане также ведется статистический учет по 20 курортным зонам.

Так, к 2017 году во всех 20-ти курортных зонах в сумме зарегистрировано 815 мест размещения, ежегодно данный показатель увеличивался и составил рост в 26,5% за два года. Кроме того, зарегистрировано 144 санаторно-курортных организаций, из которых 48 – в курортных зонах. 

Налицо факт того, что увеличивается количество посетителей, и соответственно, увеличивается объем оказанных услуг. 

В 2017 году курортные зоны посетило 980 тысяч человек, что на 34% больше по сравнению с 2016 годом (731 тысяча человек) и на 85% больше, чем в 2015 году (530 тысяч человек), в то время как объем оказанных услуг составил 12,5 млн. тенге, что показывает более чем 60%-ный рост за двухлетний период.  

Согласно статистике, Алматинская курортная зона, включая все курортные зоны Алматинской области, в том числе Алматинскую часть озера  Алаколь, стала лидером по количеству обслуженных посетителей, улучшив свой показатель в 1,8 раза с прошлого года и в 3,8 раза с 2015 года. В 2017 году данная курортная зона обслужила 426,3 тысяч человек, в то время как два года назад количество посетителей составило 111,3 тысячи человек. 

На втором и третьем местах по данному показателю оказались Щучинско-Боровская курортная зона — 150 тысяч человек и курортная зона Алаколь - побережье Восточно-Казахстанской области — 79,1 тысяча человек. Наименьшее количество посетителей зарегистрировано в Катон-Карагайской курортной зоне (842 человека).  

Где любят останавливаться наши туристы?

Все больше развивается и повышается интерес к экологическому туризму, что позволяет курортных зонам предлагать своим посетителям не отели, а гостевые дома.

Гостевые дома

Начиная с 2005 года в Алматинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях было открыто и функционирует более 80 гостевых домов. 

В начале текущего года в Алматинской области открыто еще 10 гостевых домов в рамках проекта «Усиление потенциала бизнес организаций сельского туризма и туризма, основанного на сообществах для инклюзивного экономического развития в Центральной Азии, 2017 – 2019 гг.» Европейского центра развития эко и агротуризма. 

Данный проект осуществляется параллельно в 4 странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), и конечной целью проекта является создание единой центрально-азиатской сети сообществ для возможности совершения туристами трансграничных путешествий по Центрально-азиатскому региону.

Таким образом, возникает четкое понимание, что в свете активно растущего спроса на комплексные туры по Центральной Азии, гостевые дома на сегодняшний день являются очень востребованной услугой.

Кроме того, практика по открытию гостевых домов для обслуживания туристов, является хорошим бизнес-кейсом для развития массового предпринимательства в регионах и сельских местностях. В этой связи, необходимо рассмотреть возможность дальнейшей реализации проектов по открытию гостевых домов в регионах по аналогии со вторым направлением «Программы продуктивной занятости», в том числе, возможность обучения провайдеров эко-туристских услуг в регионах и продвижения в дальнейшем их услуг.

Хостелы

Довольно распространенный тип среди туристов - это размещение в хостелах. Рынок хостелов в Казахстане начал развиваться наиболее активно с 2014 года.

В 2015 году, по данным Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов, в Алматы работали 53 хостела, а в конце июня 2017 года — 98, включающих около 6 тысяч койко-мест, в Астане — около 100, с размещение около 6,4 тысяч койко-мест. Также в 2017 году на казахстанский рынок вошла российская сеть хостелов Nice, которые открыли свои двери в городах Алматы и Актобе.

Средняя цена за сутки в хостеле Алматы составляет 2 тысячи тенге, в Астане - 3 тысячи тенге. Таким образом, потенциальная емкость рынка составляет 11,7 миллиардов тенге в год.

Несмотря на эти показатели, в целом, услуги хостелов не достаточно развиты в регионах Казахстана. 

К примеру, на июль 2018 года на сайте Booking.com в Шымкенте доступно всего 7 хостелов, в Караганде – 1 хостел, в Атырау – 1, в Актобе – 1, в Костанае – 1. По запросу «Хостелы в Мангистау» информация в сети Интернет нет вообще.

Есть логичное объяснение непопулярности хостелов в регионах - это то, что в городах существуют низкобюджетные гостиницы и приемлемая аренда посуточных квартир.

Одним из основных каналов формирования предложений хостелов являются сайты онлайн-бронирования, где важнейший показатель – количество отзывов и рекомендаций гостей. Чем больше положительных отзывов и рекомендаций – тем выше конверсия рекламы. 

Как считают в МКС РК, для более успешного функционирования на рынке мест размещения такой модели, как хостел, необходимо создание институциональной основы для их деятельности. Так, в 2017 году Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК утвержден Национальный стандарт РК «Общие требования к хостелам», однако он носит рекомендательный характер. Соответственно, нет и контроля над тем, исполняются ли требования данного стандарта.