Невероятный Казахстан: особо охраняемые природные территории 07 Октября 2018 в 12:13 1363 Фото: Dixinews.kz
Написано сотни тысяч статей, сложено десятки стихотворений о природе Казахстана, ее уникальности и красоте. Существуют у нас в стране и особые места, в которых зачастую людям не желательно находиться. Но действительно ли эти зоны настолько закрыты, что туризм там невозможен? Давайте разберемся.

В Казахстане особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают около 9% площади страны – 24,7 млн.га.  

Как сообщается в проекте Программы развития внутреннего и въездного туризма в РК на 2019-2023 годы, глобальной целевой задачей, принятой на 10-ой Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (2010 год, Япония), к 2020 году предусматривается обеспечение сохранения биоразнообразия путем расширения охраняемых территорий до 17% от общей площади наземных экосистем мира. В том числе, для устойчивого развития экосистем, как принято мировой практикой, площадь особо охраняемых природных территорий должна составлять  порядка 10-12%. Исходя из этого, с целью обеспечения репрезентативности, к 2020 году планируется довести площадь особо охраняемых природных территорий Казахстана до 9,4% от площади страны. 

Сейчас в Казахстане функционируют 13 государственных национальных природных парков, 10 государственных природных заповедников, 6 государственных природных резервата, 50 государственных природных заказников. Кроме того, в республике действуют 127 геологических, 58 геоморфологических и 19 гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, 5 государственных заповедных зон, 26 памятников природы, 5 государственных ботанических садов республиканского значения и 2 государственных природных парка местного значения.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими туристскую деятельность в особо охраняемых природных территориях, являются Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный Кодекс РК, Лесной Кодекс РК.

ООПТ являются наиболее важным звеном в развитии экологического туризма, так как на их территориях расположены привлекательные для туристов уникальные природные комплексы и объекты историко-культурного наследия. 

В настоящее время в отдельных видах, ООПТ действуют различные режимы, в зависимости от которых различается объем разрешенной туристской деятельности. 

Государственные природные заповедники

К примеру, на территории государственного природного заповедника устанавливается заповедный режим охраны, при котором запрещается строительство зданий (строений и сооружений), дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций и объектов, не связанных с функционированием государственного природного заповедника. Но при этом на территории охранных зон заповедников может осуществляться туристская и рекреационная деятельность, не оказывающая негативного воздействия на состояние экологических систем. Однако вход физических лиц на территории государственного природного заповедника допускается только при наличии разрешающих документов. 

Государственные национальные природные парки 

Более доступен для осуществления туристской деятельности такой вид ООПТ как государственный национальный природный парк, предназначенный для использования, в том числе в туристских и рекреационных целях уникальных природных комплексов. Нацпарки обладают наибольшим потенциалом для развития экологического туризма, и, как особый вид ООПТ, выполняет задачи регулирования использования территории национального парка и его охранной зоны в эколого-просветительных, научных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях. В связи с этим в национальных парках осуществляется зонирование территории на – зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской и рекреационной деятельности, ограниченной хозяйственной деятельности. 

При этом в зонах заповедного режима и экологической стабилизации запрещается любая хозяйственная деятельность, в т.ч. и рекреационная в зоне экологической стабилизации, однако разрешен регулируемый экологический туризм. 

В зоне туристской и рекреационной деятельности устанавливается заказной режим охраны, обеспечивающий сохранение природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, на территории которого допускается регулируемое туристское и рекреационное использование (кроме охоты), в том числе организация туристских маршрутов, троп, устройство бивачных стоянок и смотровых площадок, пляжей, лодочных станций, пунктов проката водных видов транспорта и пляжного инвентаря с учетом норм рекреационных нагрузок.
 
В зоне ограниченной хозяйственной деятельности разрешено и осуществляется строительство и эксплуатация рекреационных центров, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов.

Законом отдельно регулируются условия осуществления туристской и рекреационной деятельности: 
1) осуществление туристской деятельности в национальных парках допускается непосредственно ГНПП при наличии у них лицензии на туроператорскую деятельность и физическими и юридическими лицами без лицензии; 
2) участки предоставляются на краткосрочное пользование до 5 лет и долгосрочное пользование до 49 лет при наличии разрешения; 
3) участки для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в соответствии с генеральным планом развития инфраструктуры ГНПП и только в зонах туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности.

Условия для осуществления строительства в ГНПП: 
1) преимущественное право на продление срока действия договора у предыдущего пользователя по истечении действия договора; 
2) необходимость заключения договора на осуществление туристской и рекреационной деятельности, закрепляющего право пользования участком; 
3) обязанность приведения участка в состояние, обеспечивающее сохранность объектов государственного природно-заповедного фонда, и соблюдения требований по охране окружающей среды. В свою очередь, процесс получения разрешения на пользование участком, заключение договора и процедура тендера предшествующая разрешению регулируется отдельными правилами.

Несмотря на увеличение количества посетителей ООПТ, бурного роста туристского потока на них пока ещё не наблюдается. 

В Казахстане всего 13 национальные парков:

1. Баянаульский государственный национальный природный парк
2. Иле-Алатауский государственный национальный природный парк
3. Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель»
4. Государственный национальный природный парк «Кокшетау»
5. Каркаралинский государственный национальный природный парк
6. Государственный национальный природный парк «Бурабай»
7. Катон-Карагайский государственный национальный природный парк
8. Чарынский государственный национальный природный парк
9. Сайрам-Угамский государственный национальный природный парк
10. Государственный национальный природный парк «Кольсайские озёра»
11. Жонгар-Алатауский государственный национальный природный парк
12. Государственный национальный природный парк «Буйратау»
13. Государственный национальный природный парк «Тарбагатай»

Согласно статистике, в 2017 году более 1,2 миллиона человек посетили особо охраняемые территории. В сравнении с показателями посещения национальных парков других стран это количество является не таким большим объёмом. 

Например, по экспертным данным университета Cambridge (Великобритания) в США только национальный парк «Golden Gate» ежегодно посещает 13,7 миллионов человек, а Гранд Каньон – 4,29 миллионов посетителей.  Впечатляют цифры и по другим странам: в Великобритании – национальный парк «Lake District» посетили 10,5 миллионов человек, национальный парк «New Forest» - 4,3 миллиона посещений, в Канаде  - национальный парк «Seven Montain» – 9,2 миллиона человек.

Почему туризм в особо охраняемых природных территориях не развивается?

В действующем законодательстве ещё остаются нормы, сдерживающие активное развитие туризма в ООПТ.

К примеру, Земельным Кодексом РК регулируется право землепользования нерезидентами. Кодексом установлено, что в зоне ограниченной хозяйственной деятельности право постоянного землепользования не может принадлежать иностранцам.

В этой связи, иностранные инвесторы не заинтересованы в строительстве объектов туристского назначения и развитии туристской деятельности на территориях государственных национальных парков. Показательным примером стало отсутствие иностранных инвестиций в развитие СЭЗ «Бурабай», когда главной причиной нежелания иностранных инвесторов строить туристические объекты являлось отсутствие возможности приобретения земли в частную собственность.

Низкий интерес со стороны инвесторов также связан с отсутствием необходимой инфраструктуры (подъездных дорог, линий электропередач, коммуникаций, водоснабжения, канализации), а также с отдаленностью и труднопроходимостью к земельных участков ООПТ (горы, реки, болота).

Однако, стоит отметить, что государство в последние годы начало работу в этом направлении - в действующее законодательство вносятся поправки по упрощению процедур по финансированию мероприятий по развитию инфраструктуры на ООПТ. 

В целях упрощения процедур по закреплению земельных участков нацпарков в долгосрочное и краткосрочное пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности были исключены нормы по выдаче разрешения на использование под объекты строительства участков уполномоченным органом и согласования эскизного проекта. Также была включена норма касательно финансирования природоохранными учреждениями мероприятий по строительству и реконструкции дорог к объектам туристского и рекреационного назначения. В статью 54 Бюджетного кодекса РК внесены изменения, которые позволяют МИО напрямую финансировать мероприятия на ООПТ по строительству объектов развития инфраструктуры республиканского значения (дорог, мостов, линий электропередач и других коммуникаций). 

В целях повышения эффективности управления природоохранными учреждениями и прозрачности принятия ими решений принят приказ МСХ РК, позволяющий включать в состав координационного совета представителей общественных объединений и бизнес-структур, а также местных исполнительных и представительных органов. 

В Правила осуществления туристкой и рекреационной деятельности в национальных парках внесены соответствующие изменения в части достижения прозрачности конкурсных процедур и привлечения в состав тендерной комиссии представителей НПО. В дальнейшем необходимо продолжить совершенствование законодательства, регулирующее развитие устойчивого туризма с учётом лучших мировых практик.

Таким образом, даже несмотря на ежегодный рост посещений, использование ООПТ практически сводится лишь к экологическому туризму, поскольку наличие сложной структуры ограничительных режимов и зонирования, длительной процедуры получения разрешения на использование земельного участка и  разрешения на строительство (утверждение ПСД, землеустроительного проекта), не мотивирует предпринимателей на развитие туристской инфраструктуры в ООПТ.