Реализация Концепции правовой политики в 2018 году 14 Ноября 2018 в 14:55 16620
Как мы уже рассказывали, Концепция правовой политики Казахстана рассчитана до 2020 года. Каждый год Правительство Республики Казахстан во главе с премьер-министром утверждают План мероприятий на предстоящий год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Всего, согласно Плану на 2018 год, в этом году должно быть проведено 11 мероприятий.

1. Выработка научно-обоснованных правовых подходов к определению понятия «неприкосновенность частной жизни»

Данный пункт реализовывается в 1 квартале 2018 года. При Генпрокуратуре РК в середине февраля была создана межведомственная рабочая группа для разработки научно обоснованных подходов к определению понятия частной жизни, личной и семейной тайн. Сейчас понятия «частная жизнь, личная и семейная тайна» не имеют четкого определения. Именно этим и займется группа, которая постарается найти правильное определение «неприкосновенность частной жизни», а затем внести соответствующие поправки в имеющиеся нормативные правовые акты.

2. Проработка вопроса по решению проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности

3. Проработка вопроса по улучшению системы оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов

В Концепции в качестве одного из основных направлений развития правоохранительной и судебной систем, а также правозащитных институтов предусматривается необходимость совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан. Поэтому нужно совершенствовать систему предоставления юридической помощи, и систему оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.

Адвокатура - ядро системы оказания гражданам юридической помощи. В качестве основных приоритетов совершенствования деятельности адвокатуры Концепцией выделяются:

- последовательное решение проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности;
- коррекция системы администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь. Концепцией предусматривается сделать эту систему консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства;
- введение института обязательного страхования ответственности адвокатов с учетом зарубежного опыта.
    
В Казахстане, как в правовом государстве и гражданском обществе адвокату отводится особая роль. Приятно осознавать, что закон об адвокатской деятельности направлен на обеспечение граждан доступной юридической помощью. Для дальнейшего совершенствования деятельности планируется решить проблемы неравномерности обеспечения адвокатскими услугами, как в городских, так и сельских местностях. 

Как известно, решением этих вопросов активно занимались в течение года. Уже в нескольких областях Казахстана прошли круглые столы и заседания, в ходе которых обсуждались вопросы обеспечения сельского населения качественными адвокатскими услугами. Кроме того, особое внимание уделяется малоимущим семьям и оказанию им гарантированной и качественной помощи. 

В целях совершенствования существующего механизма предоставления гарантированной государством юридической помощи эксперты предлагают введение института pro bono.

Следует отметить, что существующая модель оказания юридической помощи в Казахстане «еx оfficio» распространена в основном в странах Восточной Европы и в странах бывшего Советского Союза. К сожалению, на данный момент она не в полной мере соответствует реалиям социально-экономического развития нашего государства, ведь люди с низким уровнем дохода остаются «за бортом», не получая квалифицированную юридическую помощь и консультацию. Это закономерный процесс из-за развития рыночных отношений в нашей стране, именно поэтому в рамках Концепции правовой политики 2010-2020 есть соответствующие пункты, которые позволят внести значимые и нужные изменения. 

Анализ опыта зарубежных стран показывает успешную практику оказания юридической помощи для общественного блага «pro bono», применение которой характерно для смешанной модели юридической помощи. 

Что такое pro bono?

В Декларации принципов pro bono Международной ассоциации юристов (2008 г.) отмечается, что суть ее заключается в том, что неплатежеспособным клиентам адвокатов должны оказываться такие же услуги, как и коммерческим клиентам. Адвокат в свою очередь не должен ждать какого-то вознаграждения, а должен таким образом оказать поддержку малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения. 

Тем самым pro bono – компенсаторный механизм в тех случаях, когда государственная система оказания юридической помощи не справляется. 

В целом следует отметить, что pro bono берет свое начало в Америке. Так, Американская ассоциация юристов рекомендует проводить за благотворительной работой не меньше 50 часов в год, а в Англии с 2002 года отмечается неделя pro bono, которая поощряет и популяризирует бесплатную юридическую помощь. Это стимулирует среди населения принципы социальной ответственности, а юристы - как представители института гражданского общества являются неким «локомотивом» девелопмента социальной ответственности.

Тенденция социальной ответственности не является новым явлением в обществе. Ее проявления уже закреплены в действующем законодательстве. Так, в соответствии с Предпринимательским кодексом РК одним из принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства является социальная ответственность предпринимательства. 

Предлагаемая модель pro bono подразумевает добровольное безвозмездное, комплексное правовое сопровождение правовой ситуации с момента обращения до принятия итогового правового решения по делу (разрешения правовой ситуации). 

Ввиду внедрения института pro bono в рамках законопроекта предлагается использовать применительно к этому институту термин «комплексная социальная юридическая помощь». Оказание комплексной социальной юридической помощи носит добровольный характер, является правом субъектов оказания юридической помощи, а не обязанностью. Обязательный характер комплексная социальная юридическая помощь приобретает только в случае, если субъекты самостоятельно приняли на себя обязательства ее оказанию.

Установлена категория лиц, имеющих право на получение комплексной социальной юридической помощи, в том числе: лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах»; участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; инвалиды 1 и 2 группы; пенсионеры по возрасту; престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа.

4. Проработка комплекса вопросов по убыткам, в том числе установлению порядка определения реального ущерба и упущенной выгоды

5. Проработка вопроса целесообразности фиксации в Гражданском кодексе всего спектра ценных бумаг, участвующих в гражданском обороте

6. Разработка и внесение на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проекта Административного процедурно-процессуального кодекса

Данный законопроект был разработан Министерством юстиции Республики Казахстан. Ранее подобных проектов или законов, кодексов в нашей стране не было. Основной посыл кодекса – разрешение споров между гражданами и госорганами путем создания в стране нового вида судов, которые появятся на базе уже существующих специализированных судов. Данный законопроект направлен на регулирование общественных отношений, которые связаны с осуществлением административных процедур, в т.ч. организацией внутриведомственной деятельности госорганов и административным судопроизводством по разрешению споров в сфере публичных правоотношений. Принятие данного кодекса благоприятно скажется на предпринимательской деятельности в целом, так как будет способствовать ответственному подходу госслужащих и уполномоченных госорганов к исполнению своих функций и обязанностей.

7. Проработка вопросов соотношения публично-правовых и частноправовых методов регулирования общественных отношений

8. Проработка комплекса вопросов, касающихся акционерных обществ, в том числе: 
- статуса акционерных обществ с учетом их правовой природы, в контексте так называемых "публичных корпораций"; 
- возможности использования организационно-правовой формы акционерного общества в качестве некоммерческой организации

9. Разработка и обеспечение утверждения Плана мероприятий на 2019 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года

А вот 10 и 11 пункты Плана подразумевают работу в течение всего года.

10. Обеспечение максимальной прозрачности и широкого обсуждения принимаемых законопроектов, а также информирования о планируемых законодательных инициативах

Сейчас СМИ активно освещают все проходящие реформы, поправки и изменения в законопроектах. Профильные ведомства делятся информацией на своих официальных сайтах и страницах в социальных сетях. Таким образом, только при полном освещении и транспарентности принимаемых решений возможно избежать различных недопониманий в отношениях власть-народ. Считается, что прозрачность и открытость государственных органов и структур позволяет повысить уровень доверия к ним среди граждан страны.

11. Проведение на постоянной основе мероприятий по правовому просвещению и повышению правовой культуры граждан

К сожалению, юридическая или правовая грамотность населения Казахстана оставляет желать лучшего. Именно поэтому существует острая необходимость в проведении специальных мероприятий по просвещению людей в самых актуальных и важных вопросах.