Часть 1: Что важно знать о Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года? 12 Мая 2018 в 14:31 7490 Фото: CC0 Creative Commons
Правовые реформы — это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

Сегодня правовые реформы в Казахстане определяются Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года. Данный документ был утвержден Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в августе 2009 года. Концепция состоит из 5 основных частей и содержит в себе направления правовой политики государства на период с 2010 до 2020 года.

В Концепции отражены высшие конституционные ценности: жизнь, права и свобода человека. Документ был подготовлен в том числе и для того, чтобы более эффективно выполнять конституционные нормы. В презентации концепции было отмечено, что Казахстану нужна единая правовая политика, основанная на современных тенденциях развития общества, накопленном опыте и научно обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества.

Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев определил, что Концепция — это основа для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, и проектов нормативных правовых актов Республики.

Если говорить о практической составляющей документа, то с момента утверждения Концепции правовой политики РК на период до 2020 года, были изменены и разработаны множество законов и нормативных актов: 
  • Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный, Уголовный кодексы;
  • Кодекс «Об административных правонарушениях», 
  • Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»;
  • Закон «О дорожном движении»;
  • Закон «О гражданской защите»;
  • Закон «О реабилитации и банкротстве»
  • Закон «Об официальной помощи развитию»
  • Закон «О физической культуре и спорте»
  • Закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества»;
  • Закон «О профессиональных союзах»;
  • Закон «О разрешениях и уведомлениях Республики Казахстан»;
  • Закон «О государственной молодежной политике» и др. 
Как отметила член Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, секретарь Национального превентивного механизма против пыток, операционный руководитель проекта ЕС «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» Сауле Мектепбаева утверждение Концепции привело к большому количеству изменений: 

«Мне кажется критический момент — это когда государство поймет, что общественное доверие важно. Вот у нас это произошло, в Казахстане, в 2010 году. Президент Назарбаев сказал, что доверие общества — это самый главный критерий эффективности работы правоохранительного сектора, правосудия и вообще государственного сектора. Это очень важно, чтобы на политическом уровне эта планка была задана. Например, когда уже на политическом уровне говорят «чиновники, вам должно быть важно, что общество думает о вас и доверяет ли вам общество». Вот когда такое произойдет, то выстраивается новая мораль клиентоориентированного государства. У нас это произошло и привело к большому количеству изменений: впервые у нас появилась правильная правовая статистика, у нас успешно был реализован проект по снижению тюремного населения на 30%. В конце концов у нас в стране закрылось 8 тюрем. Это большой успешный проект, не просто амнистия, это пошаговое, правильное снижние тюремного населения. Вот эти все реформы начались почему, потому что была политическая воля и она была четко выражена», — поделилась правозащитник на «Евразийском Медиа Форуме 2018». 

Зачем нужна данная Концепция? 

Как уже было сказано, в Концепции правовой политики Республики определяются стратегические направления дальнейшего совершенствования всех отраслей национального права, правоохранительной и судебной систем, а также правовых основ внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

Главная задача — обеспечить поэтапную и планомерную реализацию положений Концепции в законодательстве и правоприменении.  

Как прописывается в документе, поэтапная реализация основных положений Концепции правовой политики послужит построению в Казахстане правового государства. Кроме того, определение для Казахстана амбициозной цели — вхождение к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира — предъявляет высокие требования к национальной правовой системе, которая должна эффективно обеспечивать проводимый курс страны на повышение качества жизни человека, общества и укрепление государственности.

Исходя из этого, было принято решение реформировать казахстанскую правовую систему, и обеспечить способность на равных конкурировать в вопросах удобства применения и надежности защиты прав с законодательством развитых стран мира. 

«В условиях всеобщей глобализации и роста мировой конкуренции многие страны столкнулись с необходимостью модернизации правовых систем и максимального приближения их к нуждам и потребностям людей и интересам инвесторов. Известно, что конкурентоспособная правовая система привлекает под свою юрисдикцию больше бизнеса и инвестиций, способствует реализации смелых и передовых идей, плодами которых затем пользуются во всем мире, принося дивиденды стране, в которой реализованы эти идеи», — указывается в документе. 

Необходимость утверждения новой концепции также объяснялось тем, что на современном этапе успешная реализация приоритетных национальных проектов, решение актуальных общественно-значимых задач напрямую обусловлены проведением сбалансированной правовой политики, где требуется максимальный прагматизм, который учитывал бы не только собственный опыт и практику, но, при необходимости, заимствовал отвечающие нашим национальным интересам институты из других, пусть традиционно не свойственных для нас правовых систем, доказавших на деле свою эффективность.

Таким образом, Концепции правовой политики РК нацелена обеспечить эффективное функционирование институтов государственной власти, конструктивное и динамичное взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, что в свою очередь обеспечит содержание и качество законов и адекватные проводимым в стране преобразованиям.Данный документ выступил инструментом при создании единой правовой политики. 


Основные направления развития национального права 

Для реализации правовых идей и принципов Конституции РК, которые должны воплощаться в законодательных, организационных и других мерах государства, были определены основные направления развития национально права. 

1. Конституционное право

Конституционное право является фундаментом национальной правовой системы, и основывается на принципах и нормах действующей Конституции Казахстана. Соблюдение и реализация данных принципов, позволит обеспечивать устойчивое социально-экономическое и политико-правовое развитие страны:
  • Общественное согласие и политическая стабильность;
  • Экономическое развитие на благо всего народа;
  • Казахстанский патриотизм, 
  • Решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. 
Так, в рамках работы в данном направлении было поручено совершенствовать статус неправительственных организаций, нормативно-правовое регулирование вопросов информации, а также проводить не только разграничение функций государственного управления и местного самоуправления, но и широко привлекать органы местного самоуправления к участию в реализации государственных функций, имеющих местное значение. 

«С этих позиций в законодательстве об административно-территориальном устройстве необходимо дать четкое определение роли и предназначения каждой административно-территориальной единицы, что послужит основой для соответствующего определения роли и предназначения каждого органа государственной власти и местного самоуправления», — говорится в документе. 

2. Развитие системы государственного управления 

Развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы, направленной на создание эффективного и компактного государственного аппарата, внедрение новых управленческих технологий, совершенствование административных процедур — обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата на всех уровнях власти.

В этой связи в сфере государственного управления административное право должно быть направлено на:
  • обеспечение рационального и четкого распределения компетенции между государственными органами;
  • предотвращение в условиях рыночной экономики избыточного государственного регулирования, в том числе контрольно-надзорных функций;
  • регламентацию условий и порядка реализации государственных функций органами исполнительной ветви власти;
  • обеспечение и организацию взаимодействия органов государственного управления с гражданами и организациями.
Также было поручено продолжить работу по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.

«Следует совершенствовать механизмы обращения граждан в государственные органы и к должностным лицам государства как формы их участия в государственном управлении и способа защиты своих прав и свобод, в том числе расширить спектр услуг, предоставляемых государством посредством «электронного правительства», — обозначено в Концепции. 

Также данное направление предусматривает:
  • Контроль и надзор государственных органов;
  • Развитие административно-процессуального права — принятие Административного процессуального кодекса.
3. Дальнейшее совершенствование налогового законодательства

При совершенствовании налогового законодательства было предложено использовать передовой зарубежный опыт, который базируется на следующих общепризнанных принципах построения системы налогообложения:
  • налоги должны быть по возможности минимальны;
  • минимальны должны быть и затраты на их взимание;
  • налоги не должны препятствовать конкуренции;
  • налоги должны соответствовать структурной политике государства в экономической сфере;
  • налоги должны быть нацелены на справедливое распределение доходов;
  • налоговая система должна исключать двойное налогообложение
4. Гражданское право 

На основе Гражданского кодекса заложены принципы регулирования товарно-денежных отношений: равенство форм собственности и ее неприкосновенность, свобода договора, равенство субъектов гражданского оборота.

«Необходимо оптимизировать соотношение между гражданским правом и другими отраслями права с учетом публично-правовых и частно-правовых интересов. При этом учесть, что публично-правовые отношения не могут регулироваться договорно-правовыми методами. Особенно это касается сферы обеспечения национальной и общественной безопасности», — указано в Концепции. 

5. Финансовое законодательство 

Финансовое законодательство обеспечивает благоприятную среду для развития и функционирования отечественного финансового рынка, защищает права потребителей финансовых услуг и содействует созданию равноправных условий для деятельности финансовых организаций, поддерживает конкуренцию на финансовом рынке.

Как указано в Концепции приоритеты финансового законодательства должны быть связаны с совершенствованием надзорного процесса, который основывается на:
  • мониторинге финансовой устойчивости банков; 
  • оценке потенциальных рисков; 
  • формировании гибкого регуляторного режима;
  • оперативном реагировании на проблемные вопросы в деятельности банков;
  • максимальном приближении системы надзора за финансовыми организациями к мировым стандартам.
6. Обеспечение социальных прав и реализация современной социальной политики

Социально-правовая политика государства носит комплексный, многоотраслевой характер. Данное направление решает целый спектр социально значимых проблем: вопросы правового регулирования образования и здравоохранения, обеспечения занятости и социальной защиты населения, охраны окружающей среды и недопущения чрезвычайных ситуаций.

7. Гражданско-процессуальное право 

Гражданско-процессуальное право призвано обеспечивать доступность правосудия, максимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства.

Реализация данного направления нацелена на введение новой системы защиты прав потребителей, усиление защиты прав собственности и договорных обязательств, которые также предусматривают коррекцию отдельных элементов судопроизводства и введение ускоренного искового производства.

8. Уголовная политика

Данное направление является важнейшим звеном правовой политики государства. Ее совершенствование осуществляется посредством комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения.

Здесь важнейшим направлением развития является возможность поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии, обеспечив расширение условий освобождения от уголовного наказания, прежде всего по отношению к гражданам, не представляющим большой общественной опасности: 
  • несовершеннолетним;
  • гражданам, совершившим неосторожные преступления;
  • при наличии смягчающих обстоятельств. 
9. Уголовное судопроизводство 

Приоритет развития уголовно-процессуального права — последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод человека.

«Для этого требуется разработка оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в целях быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливого судебного разбирательства и надлежащего применения уголовного закона»

10. Уголовно-исполнительная сфера

В данном направлении было поручено создать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. Это необходимо для минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции.

При этом в законодательстве и судебной практике было рекомендовано вырабатывать подходы, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы прежде всего на учете данных о наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности.

«В то же время для более активного применения судами мер, альтернативных лишению свободы, необходимо добиваться повышения эффективности их исполнения, для чего требуется институциональное развитие специализированного органа, ответственного за исполнение таких мер», — отмечается в документе. 


Ознакомиться с Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года можно на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».