Религия в век цифровизации: опыт Китая и Японии в борьбе с терроризмом в Интернете 28 Мая 2018 в 11:20 31076
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которой человечество вошло в XXI век. Международным сообществом были выработаны международно-правовые основы борьбы с терроризмом, созданы механизмы противодействия международному терроризму, осуществляется их постоянное развитие и совершенствование. Однако следует признать, что как бы хорошо не были бы разработаны соответствующие международно-правовые стандарты, какими бы детальными и тщательно продуманными они не были, если их осуществление не будет подкреплено действиями государств на национальном уровне, то они навсегда останутся рекомендациями. Поэтому, присоединение к этим международно-правовым документам требует от государств, прежде всего, внедрения их норм во внутреннее законодательство, призванного обеспечить правовое регулирование деятельности государственных органов по борьбе с международным терроризмом.

В большинстве государств мира сегодня принято специальное антитеррористическое законодательство, формирование которого осуществлялось на протяжении нескольких десятилетий и которое при удачном сочетании с уголовно-правовыми квалификациями позволяет государствам осуществлять не только борьбу с терроризмом, но и реализовывать комплекс предупредительно-профилактических мер. 

Мы писали ранее о том, что Казахстан работает в Интернете, захватывая несколько основных аспектов. Но для того, чтобы в полной мере понять, в правильном ли направлении мы движемся и чего нам еще не хватает, нужно изучить опыт стран мира в борьбе с терроризмом и экстремизмом в Интернете. Ранее мы знакомили читателей с законопроектами и действиями, которые предпринимались Соединенными Штатами Америки и странами Европы — Великобританией и Германией в борьбе с терроризмом, сегодня узнаем об опыте стран Азии — Китая и Японии.

В Китае система контроля глобальной сети представляет собой системный и эффективный комплекс мер. Фильтрация контента осуществляется как программными, так и аппаратными средствами. Кроме того, власти оказывают прямое давление как на самих пользователей, так и на владельцев сайтов и провайдеров.

С самого начала своего появления Интернет в Китае находится под тотальным контролем со стороны властей. Правительство имеет технические возможности блокировать сайты, на которых появляется информация, идущая вразрез с законами КНР. Периодически в этот «черный список» попадают и некоторые иностранные электронные СМИ, в основном тайваньские и американские.

В республике введена обязательная регистрация пользователей в интернет-кафе, а также действует интернет-полиция, которая выявляет противозаконный контент, появляющийся в сети.

В 2005 году новостные сайты прошли перерегистрацию, согласно которой лично отвечают за публикуемую информацию. Общая цель правил – защита национальной безопасности и общественных интересов. Подобного рода меры китайских властей получили соответствующее название Great Firewall of China (firewall – программное средство защиты от несанкционированных подключений к компьютеру).

С 1 июля 2009 года в Китае предусматривалась установка на все компьютеры интернет-фильтров, которые должны отсеивать сайты с ненадлежащим содержанием. Изначально фильтры должны были устанавливаться на все компьютеры, продающиеся в стране, еще до того как они покинут завод. Программа также должна интегрироваться в компьютеры, ввезенные в КНР и предназначенные для продажи. Однако насколько тщательно это контролируется, неизвестно.

Известно, что Китай - одна из самых закрытых стран мира в части Интернета. В стране есть собственные аналоги популярных поисковиков и социальных сетей, потому как оригинальные их версии заблокированы.

В Японии с целью информирования населения о всех нововведениях, а также об антитеррористической политике был создан интернет-портал, посвященный защите граждан от террористической угрозы (Civil Protection Portal). Изначально предполагалось, что данный ресурс будет служить законодательной опорой с информационными функциями: любой гражданин, интересующийся собственной безопасностью, посещает его, становясь тем самым компетентным в вопросах политики противодействия терроризму. 

Несмотря на обеспокоенность проблемой терроризма и на предпринимаемые усилия, контроль интернет-пространства остается сложной задачей. Добиться эффективных результатов по оказанию противодействия терроризму удается с трудом, при этом простых математических методов оказывается недостаточно. Эксперты в сфере компьютерных технологий приходят к выводу, что в основе борьбы с пропагандой терроризма в глобальной сети должны лежать меры, которые со всей строгостью будут применяться в отношении лиц, осуществляющих такую деятельность.

Одним из основных способов донесения идей антитеррористической борьбы до широкой общественности являются СМИ, которые уделяют особое внимание содержанию сообщений, посвященных террористической и антитеррористической тематике. Мнения специалистов в компьютерных сферах сходятся к тому, что сотрудничество антитеррористических организаций со СМИ следует развивать в полной мере во избежание освещения событий, связанных с терактами, в качестве «очередной победы экстремистов», а не как общегражданскую мировую проблему. Именно поэтому в некоторых зарубежных странах практикуется введение ограничений на освещение отдельных аспектов проявления экстремизма.

Вместе с тем о существовании широкого спектра директив и запретов относительно публикации новостной информации говорить не приходится, в силу того, что свобода слова и печати является неотъемлемым атрибутом любого демократического государства. Однако в некоторых странах имеются и достаточно жесткие ограничения, закрепленные законодательно.

Вне зависимости от того, какие силы и средства станут применяться в качестве мер противодействия, с противоположной стороны всегда следует ожидать контрмеры, на которые соответствующие органы и ведомства должны дать адекватный ответ.

Таким образом, необходимо отметить, что одной из главных задач современности остается недопущение распространения идей терроризма и, как следствие, самих терактов.

В Казахстане в этом плане законодательство достаточно жестко, но справедливо ведет контроль над всем неправомерным контентом, который может быть опубликован в социальных сетях. Как мы знаем, Комитет по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества осуществляет постоянный мониторинг социальных сетей, выявляя контент экстремистского содержания. Так, только в 1 квартале 2018 года было проанализировано содержание более 2299 интернет-ресурсов, из которых выявлено 700 интернет-ресурсов, содержащих материалы противоправного характера.

Китай и Казахстан помимо прямого взаимодействия двух стран также активно работают в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Одним из важнейших шагов в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму стало заседание, прошедшее в Астане в 2017 году, где эта тема была главной. 

— Терроризм является одним из самых главных нарушений прав человека и человеческих ценностей. Борьба с терроризмом и экстремизмом является важной частью сотрудничества в ШОС, — сказал Премьер-министр Индии Нарендра Моди во время заседания.

Сотрудничество в оборонной безопасности является еще одним важным содержанием взаимодействия в рамках ШОС, оно играло и играет незаменимую роль в истоках, формировании и развитии Организации. В соответствии с главными угрозами безопасности, которые стоят перед странами-членами объединения, с момента установления ШОС приоритетное внимание было отдано борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, к тому же был создан соответствующий механизм. Поочередно были учреждены ежегодное совещание министров обороны, заседание начальников Генеральных штабов, совещание руководителей правоохранительных органов и ведомств по безопасности, встреча руководителей пограничных ведомств. Для документального и законного осуществления сотрудничества в области оборонной безопасности страны-члены ШОС приняли «Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», «Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о проведении совместных военных учений», «Конвенцию о борьбе с терроризмом ШОС», «Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах совместного реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе»

Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В июле 2017 года Индия и Пакистан присоединились к организации. Основными целями существования организации являются борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, а также партнерство в сферах энергетики, науки и культуры. 

Все материалы по теме спецпроекта Dixinews.kz «Религия в век цифровизации» вы можете прочитать здесь