Водительские права в РК: купить или сдать экзамен? 30 Сентября 2016 в 16:37 34229 9 Фото: pavon.kz
Ежедневно в Казахстане происходят сотни аварий, часть из которых заканчивается смертью — мужчин, женщин и детей. Каждый день в крупных городах страны случаются транспортные коллапсы, где то и дело слышны выкрики разъяренных водителей: «Права купил, а «ездить» не купил»!

Ни для кого не секрет, что покупка водительских прав в Казахстане, равно как и покупка справки о прохождении медосмотра или «отмазки» от армии — дело обычное. В крупных городах страны, в частности в Астане, каждый второй имеет водительское удостоверение, причем навыки вождения аспект совсем необязательный. Корреспондент Dixinews.kz решила разобраться, миф или реальность поголовная покупка прав, а также насколько сложно получить водительское удостоверение в Казахстане.

Как должна происходить процедура

На сайте egov.kz указано, что для получения заветной «корочки» необходимо пройти несколько этапов:

 — обучение правилам дорожного движения и практическому управлению транспортным средством;
 — сдача экзамена;
 — сбор документов;
 — подача документов и получение водительского удостоверения.

Госпошлина за получение водительских прав составляет 2 478 тенге.

Тем, кто впервые получает права, сначала нужно изучить теорию и получить навыки вождения в автошколе. Затем в учебном заведении нужно сдать экзамен, после успешной сдачи которого и получении соответствующей справки можно отправляться на главный экзамен в органах автоинспекции. После подготовки к теоретическому экзамену необходимо подойти в регистрационно-экзаменационное подразделение (РЭП) Министерство Внутренних дел Республики Казахстан и сдать там теоретический экзамен.

«Экзамен проводится путем проведения компьютерного тестирования. Вопросы сгруппированы в блоки для соответствующих категорий транспортных средств. Блок содержит по 40 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный. Для ответа на блок вопросов предоставляется 40 минут. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 32 вопроса. В противном случае кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ». По окончании тестирования выдается экзаменационный лист с результатами. В случае не сдачи теоретического экзамена, кандидат имеет право на пересдачу», — говорится на сайте.

После сдачи теории нужно сдать практический экзамен, который состоит из двух этапов. На первом этапе сдают комплексы практических упражнений на закрытом автодроме, второй этап проводится в условиях реального дорожного движения по маршруту, утвержденному органами дорожной полиции, и содержит ключевые моменты, которые должен знать сдающий. Второй этап длится не менее 20 минут, при этом при выполнении всех условий или при грубых нарушениях правил дорожного движения, экзаменатор может досрочно прекратить экзамен.

После успешной сдачи практического экзамена инструктор выдает экзаменуемому экзаменационный лист, подписанный инструктором и заверенный сотрудником РЭП.


Фото: egov.kz

Как происходит на самом деле


Всем известно, что автошкола — организация частная, следовательно, спектр услуг в них широк до безобразия. Обзвонив несколько автошкол нам сообщили, что длительность обучения теории вождения в автошколе — 2,5 месяца. Стоимость — варьируется от 10 до 15 тысяч тенге. Кроме теории, кандидат на получение прав должен пройти практическую подготовку и «наездить» с инструктором 16 часов. Стоимость одного часа — 2-2,5 тысячи тенге. Опять же, цена зависит от места обучения — его расположения, востребованности, рекламы.

Кроме стандартного набора услуг, существует масса других, откровенно вызывающих сомнение. К примеру, в одной из столичных автошкол существует услуга экспресс-обучения — всего 15 дней. К слову, объявление о наборе такой группы «висит» на одном из популярных сайтов Казахстана по предоставлению услуг. В телефонном разговоре нам сообщили, что за 15 дней любого желающего научат теории и практическим навыкам вождения, однако за последнее нужно доплачивать Выдача подтверждающего документа об окончании обучения тут не предусмотрена. Зачем вообще нужны такие курсы, после которых не представляется возможным обратиться в соответствующий орган для получения прав — вопрос открытый.

Судя по объявлениям на просторах Интернета, некоторые автошколы предлагают онлайн-обучение, однако на практические занятия все-таки придется ходить. Как заверили в телефонном разговоре, после такого обучения также выдается справка. Насколько эффективны такие занятия — судить претендентам на получение прав.

Поговорив со столичными автолюбителями нам стало известно, что стоимость прав на «черном» рынке варьируется от 40-50 тысяч тенге, единственное, что придется сделать самому — медицинскую справку о годности к управлению авто. Из двух десятков опрошенных владельцев водительских удостоверений, лишь четверть сдала на права честно, другие же в силу определенных обстоятельств удостоверение купили. Чтобы подтвердить, или опровергнуть полученный результат, предлагаем принять участие в анонимном соцопросе.




Редакция Dixinews.kz также направила редакционный запрос в Министерство внутренних дел, чтобы разузнать о мерах контроля за выдачей водительских удостоверений. Отметим, что за восемь месяцев 2016 года (по состоянию на 1 сентября) в Казахстане в ДТП погибли 1488 человек.

— Фиксировались ли нарушения со стороны госорганов при выдаче водительских удостоверений в период с 01.01.2016 по 01.09.2016? Если да, то сколько? Какие наказания понесли нарушители?
— При обращении граждан для получения водительских удостоверений в основном выявляются нарушения, связанные с предоставлением просроченных свидетельств об окончании курсов (свидетельство действительно в течение двух лет), отсутствием медицинской справки о годности к управлению транспортным средством.

— Каким образом проводится проверка деятельности автошкол Казахстана, качества обучения претендентов на получение водительских прав, а также правомерности соответствующих справок?

В целях исключения предоставления поддельных свидетельств о прохождении обучения КАП МВД осуществляется учет всех курсантов, зачисленных в учебные группы, посредством АИС «Автошкола». Проверка деятельности учебных организаций осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и Законом РК «О дорожном движении». При этом качество обучения претендентов оценивается при сдаче теоретического экзамена на знание ПДД и практического экзамена на наличие навыков вождения транспортного средства.

— Какая работа проводится по выявлению и отработке объявлений о нелегальном приобретении водительских прав, размещенных на Интернет-ресурсах (в том числе социальных сетях)?
— По объявлениям о нелегальном приобретении водительских удостоверений удостоверений, размещенных в Интернет-ресурсах (в том числе социальных сетях), оперативными службами проводятся проверочные мероприятия и принимаются процессуальные решения.

— Куда могут обратиться граждане, располагающие информацией о нелегальном изготовлении и продаже водительского удостоверения? (Адреса, телефон доверия и тд.)
— Граждане, располагающие информацией о нелегальном изготовлении и продаже водительского удостоверения, могут обратиться с письменным заявлением в органы внутренних дел или позвонить на телефоны МВД 1402 или 102.

— Сколько ДТП зарегистрировано в Казахстане в период с 01.01.2016 по 01.09.2016? Сколько человек погибли в Казахстане в ДТП в указанный период?
— В Казахстане за 8 месяцев текущего года было зарегистрировано 11553 дорожно-транспортных, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2015 году — 11918), количество ДТП снизилось на 3,1%. В указанных период в ДТП погибло 1488 человек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2015 году — 1555), показатель смертности снизился на 4,3%.