Ерлан Саиров рассказал о политике Касым-Жомарта Токаева на посту Президента Казахстана 09 Августа 2019 в 14:53 886 Фото: Турар Казангапов, Акорда
Политолог Ерлан Саиров рассказал о политике Касым-Жомарта Токаева на посту Президента Казахстана и проанализировать указы и действия нового Главы государства, передает Dixinews.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.

12 июня 2019 года Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность Президента Казахстана. Так впервые в стране состоялась передача полномочий президента от предыдущего главы государства к вновь избранному. 

Казалось бы, обычное явление для стран развитой демократии. Но так было не всегда. В древние времена смена правителя рассматривалась как некая катастрофа. Привычное сменялось опасениями или даже страхом перед неведомым. И это было вполне понятно, поскольку социальная и государственная системы были еще в самом начале становления. 

В современном мире именно государственным, политическим и общественным институтам придается большое значение. Они обеспечивают стабильность в самых тяжелых ситуациях. А смена главы государства после избирательного марафона стала важной процедурой и не более того. 

В Казахстане после исторического заявления Президента Нурсултана Назарбаева об уходе в отставку многие сочли, что наступает время нестабильности с непредсказуемыми последствиями. Все дело в том, что в государствах СНГ процедура передачи власти после выборов не стала еще привычной. Поэтому за рубежом и не только раздавались пессимистичные прогнозы развития ситуации в Казахстане. Тем более что выборы сопровождались акциями протеста в разных регионах страны. Но все оказалось не так уж и плохо. Со временем стало понятно, что социальное напряжение было связано вовсе не с выборами или отношением к фавориту президентской гонки. 

Кризис, сокращение темпов роста мировой экономики, санкционные противостояния, торговые войны и многие другие обстоятельства серьезным образом сказались на Казахстане. Повлияла и инерция деятельности органов власти, которые предлагали вместо экстренных мер по решению насущных проблем затратные и неоправданные с точки зрения экономики проекты. Это вызывало раздражение и недовольство населения на фоне падения уровня жизни. Можно говорить о том, что экономика вступила в период затяжного кризиса, который самым серьезным образом сказался на социальном положении народа. 

Но хаоса не случилось. Оказалось, что в Казахстане сложилась система государственных органов, политических и общественных институтов, которая способна обеспечить стабильную передачу власти. Парламент, исполнительные органы власти в столице и на местах, правоохранительная система обеспечили необходимые условия для транзита власти. Надо отдать должное и экспертам, и средствам массовой информации, которые провели большую работу по разъяснению сути происходящего. 

Важную роль сыграли политические партии, прежде всего Nur Otan, которые видели свою задачу в создании необходимых условий для проведения выборов в условиях стабильности. Эту задачу ставил и Елбасы. На съезде партии он сказал: "На партии лежит большая ответственность – обеспечить преемственность выбранного нами политического курса и выполнение всех обозначенных мною стратегических задач. Партия Nur Otan стала главным локомотивом модернизации Казахстана. Поэтому все поставленные задачи должны быть решены в полном объеме".


Народ Казахстана принял активное участие в выборах. Как и предсказывали социологи, явка на выборах была значительной, что продемонстрировало ответственное отношение избирателей к своему конституционному праву – проголосовать за соответствующего кандидата. Согласно итоговым данным, за кандидата от партии Nur Otan Касым-Жомарта Токаева проголосовали 6 539 715 избирателей. Он набрал 70,96 процента голосов. В день выборов в Казахстане работали 9 967 избирательных участков. В голосовании приняли участие 11 миллионов 947 тысяч 995 человек, или 77,4 процента избирателей. Из них 160 203 молодых избирателя проголосовали впервые.

Общество не может существовать без политики. Эти выборы заложили основу новых общественно-политических отношений, основанных на плюрализме мнений и многообразии суждений.

Выборы были "горячими", но политическая система, как бы трудно ни было, показала способность к эволюционным изменениям. 

Первые 100 дней на посту Главы государства всегда оцениваются прессой и аналитиками, поскольку это очень важный период времени, который позволяет понять реальные намерения нового Президента. В этот период он обладает самой большой силой и влиянием и может заложить прочный фундамент для реализации своей стратегии. 

Президент США Франклин Рузвельт, который пришел в Белый дом в разгар Великой депрессии, в первые сто дней провел 15 основных законов о помощи бедным, восстановлении доверия к банкам и снижении безработицы. Рональд Рейган в первые два месяца своего президентства внес масштабные экономические предложения, которые в дальнейшем привели к существенному снижению налогов и оптимизации правительства. 

Первые дни президентства Касым-Жомарта Токаева также проходят на фоне социальных проблем и протестов. К счастью, они не переросли в массовые столкновения. Токаев, понимая природу недовольства, принял решение о том, что протестующие могут проводить свои мероприятия в специально отведенных местах. Эти митинги не собрали большого количества участников и показали, что волна протестов никак не связана с политическими проблемами. 

Потрясений, которые прогнозировали некоторые аналитики, Казахстану удалось избежать. И это связано с тем, что большинство населения хотело преемственности курса, прежде всего в сфере поддержания политической стабильности и межнационального согласия. Это и стало ключевым положением в избирательной кампании Касым-Жомарта Токаева, который говорил: "Преемственность – это эффективное продолжение курса Елбасы на новом этапе развития страны. Это укрепление независимости, суверенитета и национальной безопасности. Это стабильность, гражданский мир и согласие. Это динамичная экономика и сильная социальная политика".


Нужно отметить, что в деятельности Президента Токаева проявились качества управленца с огромным опытом. Прежде всего, он известный и авторитетный дипломат, трудовая биография которого началась еще в советское время. Достаточно вспомнить его работу на посту министра иностранных дел Казахстана, заместителя Генерального секретаря и Генерального директора отделения ООН в Женеве. Отделение ООН в Женеве является координационным центром, который проводит более 8 тысяч международных встреч в год. Здесь работают более 1 500 сотрудников из 118 стран, проводятся переговоры по деликатным и глобальным вопросам, территориальным спорам государств, расположен Совет по правам человека.

Деятельность Касым-Жомарта Токаева на этом посту была высоко оценена. Бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун писал ему: "Я всегда считал, что ты не задержишься в ООН, однако никогда не думал, что уедешь так скоро. В любом случае я очень благодарен тебе за большую и полезную работу в Женеве, я ее высоко оцениваю. Я также очень доволен тобой как непосредственным подчиненным, который возглавлял, по сути, самый крупный офис ООН, если не считать штаб-квартиру в Нью-Йорке".

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш поздравил Токаева с избранием на пост президента Казахстана и в телефонном разговоре отметил: "В Организации Объединенных Наций мы хорошо знаем вас как опытного и известного политического деятеля. Считаем вас своим другом".

Нельзя забывать и о том, что Касым-Жомарт Токаев возглавлял правительство Казахстана, был председателем Сената Парламента страны. На каждом этапе деятельности с его именем связаны крупные проекты в экономике и социальной сфере, не говоря уже о внешней политике страны. Поэтому к настоящему времени Касым-Жомарт Токаев накопил огромный управленческий багаж знаний и опыта в политике, экономике, социальной сфере. Его принцип ‑ "знать и уметь больше, чем подчиненные" ‑ говорит о постоянном стремлении к совершенствованию стиля управления.

Отличительным чертами Касым-Жомарта Токаева, которые проявились в должности президента, являются выдержка и самообладание. Даже решения, которые принимались в короткие сроки, отличаются продуманностью и пониманием последствий. Главное внимание было уделено вопросам, которые остро волновали общество. Было решено отложить вопрос строительства горнолыжного курорта "Кок Жайляу", вызвавшего протесты экологов и жителей Алматы. Он поручил акимам сократить имиджевые мероприятия, а средства направить на решение реальных проблем регионов.

Основной упор уже в самом начале своей деятельности Президент Касым-Жомарт Токаев сделал на эффективность и развитие. Достаточно сказать, что неэффективные государственные программы, которые стали источником незаконного обогащения, будут закрыты. А в отношении коррупционеров будут приняты жесткие меры. Неприоритетные программы после критики Президента были сокращены на более чем 100 миллиардов тенге.


Во время трагедии в Арыси Президент Касым-Жомарт Токаев немедленно прибыл в регион и принял ряд решений, которые способствовали оперативной помощи пострадавшим.

Для более тесного контакта с обществом Президент активно использует социальные сети. Создан Национальный совет по общественному доверию, в который вошли представители самых разных общественных сил и объединений. Конечно, сам состав Национального совета вызвал неоднозначную реакцию. Иного и ожидать было нельзя, поскольку удовлетворить запросы всех групп населения и общественных объединений просто невозможно. Но в его работе одно из главных направлений – устойчивая система коммуникаций между обществом и властью, которая позволит решить этот вопрос. Не случайно, что, в отличие от предыдущей Национальной комиссии по демократизации, Президент лично возглавил Национальный совет. 

НСОД призван не только наладить диалог общества и государства, но и оказать содействие в концентрации усилий в решении проблем и самого гражданского общества. Ведь сегодня в Казахстане существуют сотни гражданских инициатив и объединений, которые заняты решением самых разнообразных проблем. Как отмечал Хайек, ассоциации в рамках гражданского общества создаются ради конкретных задач, но у гражданского общества в целом не может быть единой задачи, кроме как представлять собой никем не спланированный, спонтанный результат существования всех этих целевых ассоциаций. Естественно, что НСОД в этих условиях может сыграть важную роль в диалоге между обществом и властью, объединив их усилия по анализу ситуации, выявлению острых и первоочередных проблем, концентрации усилий и средств для достижения целей.


Экономическое положение Казахстана, несмотря на санкционные и торговые противостояния между крупными странами, остается устойчивым. Миссия Международного валютного фонда, которая посетила Казахстан в период с 9 по 16 июля, в своем заявлении подчеркнула, что в первой половине 2019 года в Казахстане сохранялся устойчивый экономический рост, несмотря на снижение объемов добычи нефти, обусловленное проведением ремонтных работ на крупнейших месторождениях. Динамичный подъем экономической активности наблюдался в обрабатывающей промышленности, сфере услуг, а также в строительстве. В июне инфляция составила 5,4 процента. Этот уровень выше, чем в предыдущие месяцы, но находится в пределах установленного Национальным банком РК целевого коридора 4-6 процентов.

По прогнозу миссии МВФ, при отсутствии шоков экономический рост в стране в 2019 году составит 3,8 процента, а в следующем году будет несколько выше, с учетом восстановления объемов добычи нефти. Риски в отношении прогноза связаны с ценами на сырьевые товары, а также с напряженностью в сферах геополитики и торговли, затрагивающей основных торговых партнеров.

Существует и запрос населения на появление новых людей во власти. И эта проблема также рассматривается Президентом Касым-Жомартом Токаевым. Он инициировал формирование Президентского кадрового резерва, в который войдут лучшие молодые профессионалы со всей страны. Основным принципом подбора кадров Токаев считает меритократию, то есть власть самых достойных.

Как видим, одной из задач Президента Токаева является формирование собственной команды, которая сможет эффективно реализовать обозначенный курс. Нельзя забывать и о том, что предстоят выборы в Парламент. А это реальная возможность активизировать его деятельность и направить ее в русло реформ.

Нам нужны реформы, общественное обновление. Об этом говорят многие эксперты, в этом заинтересовано все общество. Тем не менее особо важным является и сохранение государственности и суверенитета страны. 

Необходимо найти баланс между переменами и устойчивостью. Логика действий Президента Касым-Жомарта Токаева показывает, что реформы будут, по всей видимости, проводиться шаг за шагом – при этом не должна быть потеряна управляемость страной. Самое главное – страна не должна скатиться до охлократии, правового и политического нигилизма. 

Одним из важных приоритетов является совершенствование института власти - законодательной, исполнительной и судебной - и принципа неприкосновенности личной свободы. 

Поэтому наверняка одним из ключевых направлений будет система социологических опросов населения. Власти нужно держать руку на пульсе. 

Сегодня можно с уверенностью сказать, что вхождение Касым-Жомарта Токаева в должность президента удалось. Даже самые спорные решения, которые были продиктованы ситуацией, сегодня получают иную оценку и понимание в обществе.