Давайте разберемся: принципы и гуманизм НПА 26 Июня 2018 в 10:12 55573 Фото: pixabay.com
Всякое государство связано с правом: без издания законов и свода правил оно не может управлять поведением граждан и деятельностью организаций. Без законов невозможно поддерживать порядок среди людей, населяющих одну территорию, наладить стабильность в случае внутренних распрей и защищать свои земли от посягательства врагов. 

Государство контролирует выполнение законодательства и применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Нормативные правовые акты также закрепляют устройство государства и определяют полномочия его органов.
Законы выглядят монолитными и нерушимыми на бумаге — официальный стиль, которыми они написаны, их подкрепление печатями и регламентированный порядок их принятия делают НПА далекими и непонятными для обывателя без юридического образования. Но поскольку законотворчество является одним из видов человеческой деятельности, нельзя игнорировать и психологическую основу любого издаваемого НПА — сознание, переживания, установки, мотивацию, настроение субъектов права — то есть участников законотворческого процесса.

Давайте разберемся, какие гуманистические принципы лежат в основе правотворчества, и как именно они касаются каждого из нас. 

Считается, что закон должен соблюдаться строго и неукоснительно, чтобы он эффективно обеспечивал порядок в той сфере, которую должен регулировать. Но совершенных систем не существует, и, как мы уже писали раннее, изначально законы были выражением воли правящей верхушки.

На сегодняшний день не во всех правовых системах источником права является закон или конституция, в некоторых —прецедент имеет большее значение. Да и учесть все нюансы в своде кодексов и законов нельзя, поэтому в некоторых странах существуют суды присяжных, состоящие, как в известном фильме «12 разгневанных мужчин», из людей разных социальных и профессиональных страт, возрастов и мировоззренческих позиций, должны решить судьбу человека с точки зрения этики и морали, с учетом всех обстоятельств и с уважением к человеческому достоинству. Но все же любая развитая правовая система — будь она основана на парламентаризме или на юридической силе прецедента, должна ставить во главу угла человеческие права и свободы. 

Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей во всех правовых решениях и действиях должен быть бесспорен, ведь в этом и состоит гуманистическая природа права. Многие правоведы и в западной, и в отечественной правовой традициях заявляли, что законы должны разрабатываться с учетом личностей граждан и их прав. Это необходимо для построения правового и демократического государства. 

Правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство — гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений со стороны аппарата государственной власти, а права человека — гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности, одна из главных целей ее существования. Не случайно принцип гуманизма, состоящий в закреплении правовых отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия и уважения достоинства личности относят к числу первостепенных для развития свободы личности в социуме. 

Г. Гегель утверждал: «Правовые законы — это законы, идущие от людей». Законы должны отражать объективные правовые потребности общества, продиктованные разными сферами общества и их состоянием: экономической, социальной, психологической, политической, демографической, информационной, военной, духовной, идеологической и так далее. 

В юридической науке, в частности, российским исследователем Разиным, предлагаются следующие критерии гуманизма в обществе: 

1. Признание основных прав человека и предоставление ему гарантий их реализации в качестве обязательных условий его существования как личности;
2. Поддержка слабых членов общества вплоть до оказания им такой помощи, которая не согласуется с обычными для данного общества представлениями о равенстве;
3. Формирование социальных и нравственных качеств личности, позволяющих ей осуществлять самореализацию на базе общественных ценностей.

Примером гуманизации законов можно считать гарантированные Конституцией права человека на собственное мнение, многообразие жизненных позиций, политических и религиозных взглядов. 

Как ориентацию на человека можно также рассматривать допущение законом проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также введенный мораторий на смертную казнь, потому что жизнь человека постулируется как наивысшая ценность. 

В Конституции Республики Казахстан, например, статьи второго раздела «Человек и гражданин» включают в себя гарантии права на жизнь, на неприкосновенность личной свободы, частной жизни и достоинства человека, свободы слова и творчества, а также охрану здоровья, труда и других прав граждан РК. Конституция является гарантом всех этих прав, защищает и отстаивает их. Также отдельно прописывается, что «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц» и «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 11, 13–15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции».

В законотворчестве существует ряд принципов, которые должны неукоснительно соблюдаться на всех этапах для обеспечения справедливости и гуманизации нормативных правовых актов: к основным принципам законотворчества относятся: законность, демократизм, гласность, научность, эффективность законотворчества, соответствие формы и содержания закона, планирование, приоритетность, экономия, признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина, единство юридической терминологии, связь с практикой — эти идейные начала пронизывают все стадии законопроектной деятельности, о которых мы уже писали ранее. 

Принцип законности, являясь конституционным, подразумевает прежде всего требование соблюдения законов. Под законностью в законотворчестве имеется в виду, что вся законотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию законов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего — Конституции. Законность предполагает верховенство Конституции и ее норм, равенство всех перед законом; наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав; гарантированное, качественное издание и применение НПА, а также неотвратимость ответственности для всех, кто их нарушает.

С точки зрения гуманизма правовых норм, их неотвратимость и неподкупность для всех должны являться и гарантом безопасности, и признаком всеобщей справедливости закона. 

В законотворческой деятельности в полной мере также должен реализовываться принцип демократизма

При этом принцип демократизма рассматривается как особый принцип законотворчества, который проявляется в гласности обсуждения проекта закона в законодательном органе, его свободной критике, рассмотрении альтернативных вариантов проекта закона и т д. Принцип демократизма означает публичность, открытость законотворчества, возможность влияния на него народа, учета его интересов. Согласно этому принципу, подготовка законопроектов должна осуществляется на широкой демократической основе, включая в себя учет и анализ общественного мнения, предложений различных общественных объединений, трудовых коллективов, органов общественного самоуправления граждан, а также ученых и специалистов, владеющих тематикой законопроекта.

Принцип гласности законотворческого процесса самым тесным образом связан с ранее рассмотренным принципом демократизма. Принцип гласности применительно к законотворчеству означает, с одной стороны, прозрачность процедуры обсуждения и принятия законопроектов, а с другой — обязательное опубликование принятых законов. Проекты законов публикуются в СМИ или обнародуются вместе с сопровождающими их документами для максимально возможного вовлечения общественности в их обсуждение. Принцип гласности предполагает также информированность граждан обо всех деталях обсуждения и принятия законопроектов.

В непосредственной связи с принципом гласности в законотворческой деятельности необходимо рассмотреть принцип научности. Научность обеспечивается проведением исследований, предшествующих принятию закона, участием ученых — специалистов в той области права, в которой принимается закон. Научная обоснованность законопроектов предполагает, прежде всего, тщательный учет экономических, психологических, социально-политических и других факторов развития определенной сферы жизнедеятельности, к которой относится предполагаемый законопроект. Научная обоснованность означает, что данный законопроект свободен от неувязок и логических противоречий.

По мере продвижения проектов в соответствии с законотворческой процедурой концепция должна постепенно трансформироваться в своеобразное досье, в котором собираются всевозможные заключения, сведения об обсуждениях и экспертизах, результаты учета поступивших замечаний и предложений, данные социологических исследований и опросов, анализ общественного мнения.

Принцип эффективности законотворчества означает, что законотворческие решения должны своевременно достигать определенной цели.

Преамбула закона, как правило, декларирует цель закона. При отсутствии преамбулы в тексте закона могут содержаться цели и задачи, указывающие на замысел законодателя. Эффективность законотворчества означает достижение законом именно той цели, для достижения которой он создавался. Недостатком большинства законов является декларативность их целей и задач, которая облекается в такие типичные формулировки: «для повышения», «для совершенствования», «в целях укрепления» и т.п. Тем не менее, достижение законом своей титульной цели свидетельствует о его эффективности.

Принцип соответствия формы и содержания закона должен быть наиболее полно реализован на основе конституционных положений о формах закона и компетенции законотворческого органа. Осуществляя выбор той или иной формы закона, субъект права (например, депутат парламента) должен учитывать целый ряд обстоятельств. Так, выбор между видами законов осуществляется на основе анализа предмета правового регулирования акта. Выбор формы закона зависит от предмета правового регулирования. Несоответствие содержания и формы закона будет мешать эффективному осуществлению закона. 

Принципа планирования законотворческой деятельности. Планирование способствует преодолению таких недостатков, как излишняя поспешность в подготовке и принятии законов, рассогласованность некоторых положений взаимосвязанных законов, чрезмерная зависимость выбора темы закона от текущего момента, что зачастую ведет к противоречиям и пробелам в правовом регулировании, снижает качество законодательства.

Перспективное планирование в сфере законотворчества должно осуществляться в соответствующей правовой форме. Для более полного осуществления депутатом принципа планирования в своей деятельности необходимо располагать надежной прогностической информацией. Поэтому законопроекты, содержащие планы законопроектной работы, должны основываться на перспективных прогнозах, концепциях, программах.

Отдельно стоит упомянуть, пожалуй, принцип справедливости, который является одним из наиболее важных для того, чтобы законы были гуманными. К настоящему моменту в разных культурах и философиях выработано множество определений понятия справедливости, но можно выделить общее ее понимание для разных людей, и это —соразмерность. Соразмерность труда и заработной платы, достижения и награды, преступления и наказания. 

Законотворчество играет первостепенную роль в формировании справедливого права, и в нем морально-нравственная категория справедливости получает юридическое закрепление, обретая свойство нормативности. Принцип справедливости в НПА достигается достижением компромисса между различными публичными и частными интересами отдельных личностей, групп людей или всего общества. Конечно, в разностороннем социуме, где интересы разных групп часто противоположны и вступают в конфликт, сложно достичь справедливости, которая удовлетворяла бы всех и каждого, именно поэтому задача, стоящая перед законотворцами, заключается в достижении оптимального баланса интересов и выражении его в правовой норме. Как мы уже писали, нормативность акта выражается именно в том, что он определенным образом может решать часто возникающие однообразные ситуации.

Также особую роль принцип справедливости играет при разработке идеи и концепции законопроекта. Именно на начальной стадии задумки принимается решения об отражении в праве определенных интересов или общественных нужд. Также важно для наиболее полной реализации данного принципа уделять внимание публичным интересам – и это не только интерес государства, корпораций или каких-то групп, но общесоциальный интерес, этакое всеобщее благо для всего социума. И, разумеется, нужно писать законы, ориентируясь на общечеловеческие ценности и прогрессивное развитие общества. 

Характерный пример реализации на практике принципа справедливости может быть ограничение природопользования по экологическому законодательству — сохранение живой природы в интересах не только отдельных групп людей вроде эко-активистов, и важно для здоровья и процветания и нынешнего, и будущего поколений граждан. 

И, наконец, ключевым принципом законотворческой деятельности должно стать признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. Весь законотворческий процесс должен быть направлен на создание условий, гарантий, когда права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Установленные в Конституции неотъемлемые права и свободы человека, признанные международным сообществом, не могут быть отменены либо нарушены законодательством.

Как мы видим, все перечисленные принципы, которые должны учитываться на каждой из стадий разработки нормативного правового акта, стремятся так или иначе к поддержанию ключевого принципа равенства прав и свобод человека, гуманизма и уважения человеческого достоинства.

Любой нормативный правовой акт может быть признан недействительным, если призывает граждан к совершению преступлений или нарушает права граждан или групп людей. 

Возможно, на практике то, как закон применяется, не всегда соответствует этим главным принципам, имеет место человеческий фактор, ошибки и порой халатность. В таких случаях и в нормативные акты (даже в Конституцию) вносятся изменения, проводятся экспертизы и выявляются способы, которыми на системной уровне можно решить ту или иную проблему.