Давайте разберемся: истоки права и первые законы 09 Июня 2018 в 15:31 10772 Фото: CC0 Creative Commons
Существование государства невозможно без свода правил, которые регулировали бы функционирование общества, устанавливали бы определенные порядки и поддерживали стабильность на суверенной территории. 

Логично предположить, что первые законы появились одновременно с первыми государствами. Некоторая форма права всегда является основой даже примитивных институтов, но законы прошли длинный и кровавый путь до состояния, в котором существуют на сегодня во многих государствах мира — в том числе в Казахстане. Давайте разберемся в важнейших этапах эволюции права на нашей планете.

Древние цивилизации 

Самые первые упоминания права восходят к 2350 году до н.э., к царю шумеров Уруинимгина, который правил государством в одной из древнейших человеческих цивилизаций — в Месопотамии (Ближний Восток, междуречье Тигра и Евфрата). Старейший же из письменных сводов правил был написан также шумерским царем: Законы Ур-Намму, созданные в XXI веке до Рождества Христова, дошли до нас в виде полуразрушенных табличек. Уже в древнейшей человеческой цивилизации существовали суды, судья и более-менее развитая законодательная система. 

Законы шумерских царей по современным меркам были жестоки: например, воров в наказание могли насмерть закидать камнями, но все же свод предписаний позволял гражданам ориентироваться в своих правах и понимать, за какие именно действия они будут наказаны. 

Почти полный текст одного из древнейших правовых памятников — Кодекса царя Хамураппи — был обнаружен в конце 1901 года при раскопках древнего города Сузы на территории Персии. В законодательном своде старовавилонского периода (1705 г. до н.э.), как говорят современные исследователи, было 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. 

Законы Хамураппи являются первой значительной попыткой создать единую согласованную правовую систему: они создавались на основе Двуречья и включали в себя как обычное традиционное право, так и придуманные предыдущими правителями правила, были чрезвычайно продуманными и оригинальными для своего времени. Превзошла их только спустя много веков римская система права. 

Также Десять заповедей, которые, согласно Пятикнижию, были дарованы Моисею самим Богом, могут считаться правовыми нормами: в Заповедях содержатся предписания, которые, хотя и не являются юридическими, во многом пересекаются с таковыми и упорядочивают общественные взаимоотношения и мораль. 

А выражение «драконовские законы» для излишне жестоких мер наказания пошло от афинского законодателя Драконта, который не только придумал первые в Древней Греции писанные нормативные акты, но и обозначил исключительное право государства на смертную казнь (причем, как следует из названия, отнять жизнь могли и за не самые серьезные нарушения). Как гласит история, жители Афин были в таком восторге от персоны Драконта, что однажды на приеме в его честь, закидывая его шапками и плащами в знак обожания и крайнего уважения, задушили законодателя одеждой. 

Упоминания различных законов встречаются во всех человеческих цивилизациях – от истоков Древнего Китая и шумеро-аккад до Древних Греции и Рима. Развитие законодательств и культуры, конечно, не было одновременным в разных государствах по всему миру, да и прежде законы чаще всего были выражением воли царя или императора и были призваны поддерживать власть правящей династии. Но своеобразие культур древнего мира породило разные правовые семейства и разные подходы к праву в современном мире, потому что, как известно, история законов уходит вглубь – туда же, куда и история цивилизаций человека разумного.

Диоритовая стела с описанием Кодекса законов Хаммурапи. Суза, Вавилония, 18 век до нашей эры. 
Оригинал выставлен сейчас в Лувре, Париж.


Римское право — предшественник современных законов

Римское право стало основой многих существующих ныне законодательных систем, в том числе на его базисе развивалась целая романо-германская правовая система, источником права в которой является закон, и в которой есть четкое деление по отраслям и направлениям, которые нужно было регулировать в общественной жизни. 

Правовая система, если вдаваться в детали, — это своеобразное переплетение культуры, царящих в обществе убеждений и норм морали с правовой реализацией. Романо-германскую правовую систему, в которой верховенствует закон, противопоставляют англо-саксонской, которая действует на основе прецедентов — то есть одни правовые случаи могут служить для дальнейшего оправдания других похожих случаев. 

Помимо англо-саксонской и романо-германской правовых семейств существуют правовые системы, которые основывают свои нормы на религиозных писаниях, и общества, где до сих пор действует традиционное обычное право, свойственное первобытным цивилизациям (например, на Мадагаскаре).

Для Казахстана и многих стран пост-советского пространства свойственно базирование на Римском праве с переплетениями местных традиций и иногда – исламского права (для Казахстана и Кыргызстана, например, а вот в Монголии нормы основываются на буддизме в замысловатой смеси с местными традициями). 

Историческим памятником Римского права является «Закон двенадцати таблик» с описанием основных норм и законов, которые были созданы в 450 году до н.э. Закон в Риме был настолько неумолим, что был не только основным источником права, обязательным к исполнению всеми гражданами государства, но и изучался, по запискам Марка Туллия Цицерона, детьми и школьниками с младых ногтей. В полном виде они до нас, к сожалению, не дошли — историки восстанавливают их по отрывкам и воспоминаниям современников.

А в 367 году до н. э., согласно законам Лициния — Секстия, была введена должность претора — человека, который обладал судебной властью по уголовным и гражданским делам. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права. Помимо всего прочего, в Риме тех лет начала активно развиваться юридическая наука и появилась каста юристов, к которым обращались по спорным вопросам и для разъяснения принятых законов и норм. 

Первым же полным письменным памятником Римского права являются Законы Юстиниана Великого, называемые также «Corpus iuris civilis».

Юстиниан был первым императором, который вдруг заметил, что полного списка всех правил и законов его государству не хватает, и решил упорядочить нормы права. Произошло это 529 году уже нашей эры, то есть после Рождества Христова. 

Первоначально свод состоял из 3 частей:
— Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов);
— Дигесты (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов);
— Кодекса Юстиниана.

Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).
Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко-систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку.

В основу текста были положены «Институции» Гая, написанные во II веке, однако авторы также использовали «Институции» Ульпиана, Марциана и Флорентина. Книга была составлена Трибонианом и профессорами Феофилом и Дорофеем и представлена императору 21 ноября 533 года. Предполагается, что Дорофей был автором I книги, Феофил — II, а Трибониан — III и IV.

Институции являлись учебником для студентов первого курса, изучавших римское право, но при этом (в отличие от учебника Гая) им была придана непосредственная юридическая сила.

Кроме того, Институции Юстиниана и Римское право легли в основу такой формы государственности, как республика – самой распространенной на сегодняшний день формы власти.

По отраслям римское право делилось на:

Jus publicum — публичное право — нормы права, которые охраняют интересы общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными (обязательными). Римское публичное право имело в своей структуре 3 раздела: права и обязанности чиновников, права и обязанности священников и уголовное право.

В отличие от римского частного права, римское публичное право, ещё именуемое Jus publicum, не имело такого большого значения для становления правовых систем Западной Европы.

С развалом римского государства забывается и публичное право, римское же частное право заимствуется другими государствами. Этот процесс заимствования принято называть рецепцией.

Jus privatum — базируется на отношениях частной собственности. Право собственности рассматривалось как важный признак свободы и уважения к личности — рабы в Риме, например, не имели права наследовать имущество и не являлись полноправными гражданами. Затем это отношение к частной собственности и правам личности было заимствовано европейскими либералами. 

Jus civile — или Jus Quiritum — гражданское право, субъектами которого являлись только квириты — граждане Рима. 
Jus gentium — право народов, которое должно было регулировать юридическое отношения между государством и находящимися внутри него иностранцами, а также отношения с приграничными территориями и юридические споры на подконтрольных территориях. 

Как мы видим, это во многом похоже на нынешний вид законодательства в Казахстане, где законодательные и иные нормативные правовые акты могут быть разделены в соответствии с конституционными, административными, гражданскими, уголовными, трудовыми и другими материальными или процессуальными законами. Строгая иерархия источников права подразумевает, что высшим источником права является Конституция Республики Казахстан, а за ней —конституционные нормы и законы, кодексы и обычные акты, государственные обязательства, нормативные указы и так далее. 

Многие термины юридической науки также были заимствованы из латинского языка — настолько велико значение Римского права для современной юриспунденции. У римлян современные правовые системы научились также тому, что закон должен носить систематический и упорядоченный характер, чтобы удовлетворить потребности общества. 
Наиболее влиятельным из «наследников» Римского права был Гражданский Кодекс Франции 1804 года, который был не только применен в самой Франции, но и распространился императором Наполеоном на завоеванные территории и повлиял на развитие законов в Недерландых, а затем в Испании и Италии и даже России. 

Даже Конституция РК концептуально, отчасти институционально и функционально сориентирована на Конституцию V Французской Республики. Кроме того, даже само слово «конституция» произошло от латинского слова «constitutio», что означает «устанавливаю», «учреждаю».


Corpus Iuris Civilis [Juris] (Институции Юстиниана). 3 Отпечатано в 1895 году в Берлине. 

Древние Индия и Китай

История древних цивилизаций Индии и Юго-Восточной Азии не так сильно отразились на тех законах, которые знакомы большинству живущих в Европе и Центральной Азии людей, как греко-римское право, но их исторические памятники права заслуживают отдельного упоминания.

В Древних Индии и Китае юриспруденция была так хорошо развита, что у них уже в начале нашей эры были хорошо развитые традиции права и независимые школы, в которых изучали теорию и практику права, обучали юристов и законотворцев. 

Уже в III веке до нашей эры был написан древнеиндийский политический и экономический трактат «Артхашастра», написанный на санскрите. В нем рассматривались рекомендации по управлению государством и регулированию всех сфер его жизни — законы и право, судебная система, этика и мораль, экономика в целом и торговля и обмен — в частности, а также были прописаны обязательства короля и его подчиненных. А в появившемся четырьмя веками позже «Ману-смрити» (Законы Ману) уже упоминались гуманистические ценности — свобода слова, плюрализм мнений и права личности. Правда, ряд исследователей доказывает, что революционные человеколюбивые принципы Законов Ману все же не имели большого влияния на общество того времени, а затем и вовсе полностью вытеснились общим правом, когда Индия стала частью колоний Британской Империи.

Многовековая история императорских династий Древнего Китая также не обошлась без свода правил, регулирующих жизнь общества — многие издаваемые законы именовались по императору, в эпоху правления которого они были приняты, и частенько писались под влиянием конфуцианства. Изменилось это положение со становлением в IV веке до н.э. «Школы законников» (легизм) и связанной с ней философии, согласно которой все должны быть равны перед законом, без различия званий, титулов и прежних заслуг — последователи Школы противопоставляли себя конфуцианским правовым традициям и были известны тем, что, придя к власти в каком-то регионе, устанавливали крайне жесткие правила. Также для китайской правовой системы было характерно деление по отраслям права – административной, уголовной и гражданской. 

Правовые традиции Юго-Восточной Азии были вытеснены с процессом вестернизации — Япония, например, была одной из первых азиатских стран, добровольно модернизировавших свою правовую систему в начале XIX века по образцу Франции и Германии.