Давайте разберемся: историческая хронология развития законотворчества в Казахстане 14 Июня 2018 в 15:12 21888
Всякое государство связано с правом: без издания законов и свода правил оно не может управлять поведением граждан и деятельностью организаций. Без законов невозможно поддерживать порядок среди людей, населяющих одну территорию, наладить стабильность в случае внутренних распрей и защищать свои земли от посягательства врагов. 

Государство контролирует выполнение законодательства и применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Нормативные правовые акты также закрепляют устройство государства и определяют полномочия его органов.

Только с созданием гражданского законодательства можно говорить о суверенитете и независимости страны. Давайте разберемся, какова история развития права в Казахстане – и какие особенности есть у казахстанской правовой системы?

Историю государственной независимости Казахстана принято отсчитывать от Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР от 26 октября 1990 г. и Конституционного закона о государственной независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. Распад СССР, возникновение новых независимых государств, провозглашение верховенства закона, бурное развитие законотворчества – все это резко изменило правовую ситуацию на постсоветском пространстве.

Впрочем, бывшие союзные республики нередко изучают правовой опыт друг друга и заимствуют удачные решения. 

Периодизацию развития казахстанского парламентаризма (и законотворчества как его части) можно разделить на три этапа:

— досоветский этап (1905 год – октябрь 1917 года);
— советский этап (октябрь 1917 года – 1990 год);
— постсоветский этап возрождения и формирования казахстанского парламентаризма (1990 год – по настоящее время).

Традиционное право казахов

Прежде, чем рассматривать развитие казахстанского парламентаризма, давайте углубимся в предысторию законов и степных традиций наших предков. 

Как мы писали в предыдущей статье, посвященной истории развития права и историческим правовым памятникам, первые законы появились одновременно с первыми государствами, и некоторая форма права всегда является основой даже примитивных институтов. Развитие многих обществ и их правовых систем в своем базисе схожи. 

В Казахстане, например, традиции демократического обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам развития государства и права существовали со времен первых казахских ханств.

Обычное право казахов, или Адат — это неписаное право, построенное на множестве кратких, легко запоминающихся изречений, которые содержат в себе процессуальные и материальные нормативы. Оно регулировало взаимоотношения кочевников в различных сферах их жизни, например, в области преступлений и наказаний — это принципы кровной мести и уплаты куна; в области хозяйства, в семейно-брачных отношениях — запрет родства до седьмого колена; в области осуществления правосудия — принципы справедливости, открытости, красноречия.

Самостоятельное историческое развитие судебно-правовой системы Казахстана было осложнено его присоединением в 1731 г. к Российской империи: появились ограничения в применении норм обычного права и деятельности суда биев, на территории Казахстана была введена общеимперская системы судов на основании российских законов. Это обстоятельство вызвало неоднозначное отношение современников к происходящим реформам. 

Чокан Валиханов отмечал как главное достоинство суда биев отсутствие формальностей и всякой официальной рутины. Алихан Букейханов — представитель освободительного движения в Казахстане начала ХХ в. — считал, что суд биев является народным по сути и по форме, и что политику колониальных властей на замену суда биев другими судами нельзя считать удачным решением, Абай Кунанбаев же — напротив активно способствовал нововведениям в действующие нормы обычного права и систематизировал отдельные институты казахского уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. По мнению казахского ученого-юриста Т. М. Культелеева, новый порядок в целом «имел известное прогрессивное значение по сравнению со старым порядком, укоренившимся веками в деятельности суда биев». 

Нормы обычного права постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и биев. Обычаи систематизировались, собирались и интерпретировались известными знатоками бийских установлений и решений, становясь достоянием сказителей и хранителей обычаев, пропагандировались идеологами — аксакалами.

Бии ссылались на авторитет своих известных предшественников, особенно на Толе-бия, Айтеке-бия и Казыбек-бия. Обычное право казахов — это степное законодательство, связанное с происхождением, местом кочевки и, несомненно, с хозяйством и бытом казахов.

В истории Казахского ханства своды степных законов разрабатывались трижды. В начале XVI века, в период правления хана Касыма, был разработан «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»). Хан Есим принял ряд поправок к этому кодексу, получивших название «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»). Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке, который стал соавтором нового свода степных законов «Жеті жарғы» («Семь уложений»).

Позже, когда страна находилась в составе Российской империи, «вовлеченность представителей казахской интеллигенции в политические процессы, происходящие в России после октября 1905 года, способствовала формированию в казахстанском обществе идей парламентаризма» — пишет профессор А.К. Котов. Их носителями стали деятели Степного края, пытавшиеся создать после Февральской буржуазно-демократической революции автономное национально-демократическое государственное образование «Алаш».

Конституции Республики Казахстан

Первая Конституция была принята 20 марта 1937 года. Этот документ закрепил факт образования Казахской ССР в составе Советского Союза. Вторая Конституция была утверждена 20 апреля 1978 года. В последующем она стала основой для подготовки проекта первой Конституции независимого Казахстан в 1993 году.

Для внесения поправок в действующую Конституцию Республики Казахстан соответствующие законы принимались 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года и 2 февраля 2011 года.

Длительное время парламентаризм в республике идентифицировался с Верховным Советом как высшим представительным органом. 

История существования различных государств свидетельствует о том, что во все времена они отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все вышеперечисленные явления в современной теории государства и права принято объединять в один термин — «форма государственного устройства». 

Казахстан — республика с президентской формой управления (хотя, некоторые спорят, что все же с президентско-парламентской). 

По мнению ученых, Республика Казахстан по форме государственного устройства считается классическим унитарным государством, с президентской формой правления, в котором нет частей с суверенными правами, в отличие, например, от Российской Федерации, в которой есть автономии с отличающимися законами и некоторой юридической самостоятельностью — в некоторых четко ограниченных пределах, разумеется. 

Данное определение нашло отражение в ст. 1 Конституции Республики Казахстан. На самом деле, классичность казахстанского унитаризма заключается в том, что в системе государственного устройства главенствующая роль принадлежит институту президентства.

В целом взгляды казахских ученых сводятся к тому, что содержание Конституции Республики Казахстан и национального права отвечает интересам формы правления и формы государственного устройства. В частности, категоричен в этом плане ученый-правовед Г.С. Сапаргалиев, по мнению которого унитарная форма казахстанского государства с президентской формой правления, провозглашенная в Конституции Республики Казахстан 1995 г. поставила точку в этом вопросе. Ученый считает, что последняя пошла дальше всех предыдущих конституций в утверждении унитаризма в Республике Казахстан, поскольку установленные в ее Конституции унитарность и территориальная целостность государства не могут быть изменены. Например, ни Парламент, ни Президент Республики Казахстан не могут инициировать вопрос об изменении унитарной формы государственного устройства.

Одной из особенностей административно-территориального устройства Казахстана как унитарного государства считается его традиционное деление на равноправные одноуровневые административные единицы, что также отразились на законодательстве Республики Казахстан, т. е. принципом казахстанского унитаризма является формирование единой национальной правовой системы, которое заложено в самой Конституции, так как в ней дается определение действующего права (п. 1 ст. 4), согласно которому все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции.

В книге «На пороге XXI века» Нурсултан Назарбаев пишет: «Парламентаризм — это составная часть демократии. Но становление парламентаризма в странах СНГ проходит непросто... в новых условиях парламент должен выполнять уже иную функцию, роль которой возросла в условиях становления государственности и переходного периода. Это согласование социальных и национальных запросов, артикуляция их в общенациональный интерес, интерес государства, а значит — выражение воли всего народа».

На современном этапе правовое регулирование института законодательной инициативы в Республике Казахстан осуществляется несколькими важнейшими правовыми актами. Это, в первую очередь, Конституция, Регламент Парламента, Регламент Сената Парламента, а также Регламент Мажилиса Парламента.

Право законодательной инициативы осуществляется в формах внесения проектов:
— новых законов;
— законов об изменениях, дополнениях и отмене действующих законов;
— нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов.

Согласно ст. 61 Конституции Республики Казахстан, субъектами законодательной инициативы являются Президент Республики, депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.

Таким образом, в Конституции РК 1995 года отсутствуют два прежних субъекта права законодательной инициативы: Высший арбитражный суд и Верховный суд. (Во многих странах, например в России, Верховный суд также имеет законодательную власть — как минимум в области, которая им регулируется, ему доступно издание законов). 

Некоторое время после обретения независимости, все бремя управления страной лежало на плечах президента. Но, по мере формирования концепции того, каким должен быть независимый Казахстан, несмотря на положительные эффекты в экономике страны в период действия Закона о временном делегировании дополнительных полномочий президенту, необходимо было соблюсти принцип разделения властей — законодательная и исполнительная власти в идеале должны находиться  в разных руках и уравновешивать друг друга, избегая возможности концентрации могущества в одних руках. 

Законодательная система Казахстана, по мнению многих экспертов, сформировалась под влиянием традиций:

Исламского права (которое функционировало вплоть до начала 1920 годов и повлияло на многие нормы Адата, местные правовые обычаи и предписания традиций для людей этого региона);
Римского права (в частности, через теорию и практику Советского права и социалистических принципов). Казахстанская правовая система кодифицирована и упорядочена: законодательные и иные нормативные правовые акты могут быть разделены в соответствии с конституционными, административными, гражданскими, уголовными, трудовыми и другими материальными или процессуальными законами.

Строгая иерархия источников права подразумевает, что высшим источником права является Конституция Республики Казахстан, а за ней — конституционные нормы и законы, кодексы и обычные акты, государственные обязательства, нормативные указы и так далее. 

28 января 1993 Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию Независимого Казахстана. После этого, 30 августа 1995 года она была заменена действующей по сей день Конституцией, принятой на всенародном голосовании — референдуме. 

Среди первых принятых после получения Казахстаном независимости нормативных правовых актов были:
Конституционные законы:

— «О госудаpственной независимости Республики Казахстан» (1991) 
— «О Президенте Республики Казахстан» (1995) 
— «О Первом Президенте Республики Казахстан» (2000) 
— «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (1995) 
— «О Правительстве Республики Казахстан» (1995) 
— «О Республиканском референдуме» (1995) 
— «О выборах в Республике Казахстан» (1995) 
— «О Суде и статусе судей в Республике Казахстан» (2000) 
— «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (1995) 
— «О государственных символах Республики Казахстан» (1996) с дальнейшими поправками
— «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» (2004) 

Были закреплены основные отрасли законодательства Казахстана  в кодексах:

— Кодекс о выборах в Республике Казахстан (1993)
— Гражданский кодекс РК, общая часть (1994)
— Гражданский кодекс РК, особенная часть 1999)
— Гражданский процессуальный кодекс РК (1999)
— Уголовный кодекс (1997) 
— Уголовно-процессуальный кодекс РК (1997)
— Уголовно-исполнительный кодекс РК  (1997)
— Налоговый кодекс (2001)
— Кодекс об административных правонарушениях (2001) 
— Водный кодекс (2003)
— Земельный кодекс (2003)
— Лесной кодекс РК (2003)
— Таможенный кодекс (2003)
— Бюджетный кодекс (2004)

В статье 3 Конституции говорится, что государственная власть в Республике Казахстан унифицирована и исполняется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и систему сдержек и противовесов, которая регулирует их взаимодействие. 

— В состав законодательной ветви входят Парламент Республики Казахстан (Сенат и Мажилис).
— В состав исполнительной власти входят Кабинет министров, государственные комитеты, другие центральные и местные исполнительные органы республики.
— Судебная ветвь включает Верховный суд, Конституционный совет и местные суды (региональные, районные и другие).

Одной из главных функций парламента Республики Казахстан является принятие законодательных актов. Согласно Конституции, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции»

Таким образом, мы видим, что истоками законодательной системы Казахстана являлись суд биев, общее право казахов (адат), исламская и римская правовые системы. Можно сказать, что с получением независимости Казахстан не сразу стал функционировать как государство с правовой системой — как минимум пять лет понадобилось для издания многих, важных для жизнедеятельности государства, законов и кодексов.