Давайте разберемся: Научная экспертиза нормативных правовых актов 25 Мая 2018 в 14:13 11136 Фото: CC0 Creative Commons
Всякое государство связано с правом: без издания законов и свода правил оно не может управлять поведением граждан и деятельностью организаций. Без законов невозможно поддерживать порядок среди людей, населяющих одну территорию, наладить стабильность в случае внутренних распрей и защищать свои земли от посягательства врагов. 

Государство контролирует выполнение законодательства и применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Нормативные правовые акты также закрепляют устройство государства и определяют полномочия его органов.

К качеству нормативных правовых актов предъявляются повышенные требования: они не допускают разночтений, а потому обычно написаны довольно сухим языком. Простым гражданам без юридического образования бывает сложно понять смысл законопроектов и то, как их принятие или изменение могут повлиять на нашу повседневную жизнь. 

Давайте разберемся, чем же нормативные правовые акты отличаются от других юридических документов, и как происходит научная экспертиза НПА?

Законотворчество — одна из основных функций государства. В этом процессе нужно учитывать разнообразные социально-политические интересы и обеспечить максимальную его объективность. Между рождением замысла закона и превращением его в обязательное для всех граждан правило есть еще один этап — и это научная экспертиза

Законотворчество традиционно рассматривают правовая и политическая науки. При этом в центре внимания исследователей находится не только конечный продукт — законодательная новинка, но и сам процесс разработки, согласования и обсуждения законопроектов. 

Эспертиза — исследования, которые проводят привлеченные специалисты или экспертный комитет. После завершения экспертизы даются выводы и рекомендации. В зависимости от целей и задач, экспертизы бывают антикоррупционными, правовыми, лингвистическими, экологическими, финансовыми и т.д.

Научная экспертиза перед принятием законопроекта может занимать до 15 дней — в Казахстане она носит рекомендательный характер и определяется гражданско-правовым договором, заключенным между организатором экспертизы и экспертами из научной организации. 

Всесторонний анализ и прогнозирование того, как принятие закона отразится на жизни общества, позволяет избежать многих ошибок и дальнейших проблем с применением изданных законов. 

Несмотря на то, что для проведения экспертизы привлекаются научные сообщества и специалисты с юридических и лингвистических кафедр, в Казахстане возможна «добровольная» или «неофициальная» экспертиза. Ее механизм зависит исключительно от эксперта: он самостоятельно определяет сроки, методы исследования, ставит вопросы, на которые должен ответить. Но если обязательная научная экспертиза имеет значение для разработчика проекта, то мнения добровольных экспертов не всегда учитываются. Но все же получается, что в Казахстане любой гражданин имеет
право высказать свои предложения по разрабатываемым законопроектам.

Министерство юстиции Республики Казахстан ежегодно проводит тендеры, на которых решает, кому поручить проведение экспертизы. Участники государственных закупок должны иметь в штате экспертов — магистров, кандидатов, докторов PhD и докторов юридических наук, имеющих большой практический опыт экспертизы нормативных правовых актов. 

Для проведения научной экспертизы эксперты разрабатывают подходящие приемы и способы проведения экспертизы, учитывая российский и зарубежный опыт.

За проведение научной экспертизы проектов законов несут ответственность:
  1. Министерство юстиции Республики Казахстан — по научной правовой экспертизе и научной лингвистической экспертизе проектов законов;
  2. Министерство национальной экономики Республики Казахстан — по научной экономической экспертизе проектов законов (далее - организаторы экспертизы).
Давайте детальнее рассмотрим каждый из видов научной экспертизы. 

Антикоррупционная экспертиза

Коррупция, безусловно, «человеческий фактор», но на уровне больших юридических систем можно создать механизмы для ее уменьшения — или наоборот создать такие шаткие и размытые правила, что сама государственная машина будет ее «подкармливать». 

Например, если орган власти или чиновник «вправе» затребовать, независимо от критериев и обстоятельств, дополнительные сведения, документы, продлить или сократить срок рассмотрения заявки, провести проверку… появляются возможности помогать «понятливым» гражданам и организациям и создавать дополнительные сложности «непонятливым». 

Но чаще всего достаточно заменить норму «вправе» на норму «обязан» и определить четко сроки и полномочия, и эта лазейка для коррупции оказывается закрыта. Необходимо лишь очищение нормативных правовых актов от «взяткоемких» норм.

Любая часть НПА, которая может быть использована для извлечения ненадлежащей выгоды, должна быть устранена или скорректирована так, чтобы она не создавала «правовые» предпосылки коррупции. 

Основная цель антикоррупционной экспертизы — устранить содержащиеся в НПА коррупционные риски на стадии разработки нормативного правового акта; выявить их в уже подготовленном или ранее принятом нормативном правовом акте.

Антикоррупционная экспертиза использует для этого методы выявления и список типичных криминогенных факторов. 
Прежде, чем быть принятым, проект постановления Правительства РК должен проходить антикоррупционную экспертизу два раза: первый раз до согласования с государственными органами, второй раз после такого согласования. 

Лингвистическая экспертиза

Наличие точных и одновременно понятных для толкования определений необходимо для эффективного правового регулирования общественной жизни. Научная лингвистическая экспертиза проводится в целях определения аутентичности (равнозначности) текстов на казахском и русском языках.

Важно, чтобы экспертизу законопроектов проводил лингвист, имеющий к тому же и профессиональное юридическое образование, поскольку работа над текстом — это не только и не столько корректорская правка.Каждый текст проходит как минимум три этапа обработки: корректорскую проверку, редакторскую правку, контрольное чтение. 

Самому разработчику проекта закона сложнее увидеть свой текст, потому что, как и с литературными произведениями, у создателя текста может «замылиться глаз» — собственные ошибки замечать очень сложно, и нужна помощь опытного редактора. А законы должно быть понятны и доступны не только юристам-профессионалам, но и всем гражданам, кому адресованы. Вот почему так важно соблюдать единство оформления проектов законодательных актов и совершенствовать их язык и стиль. 

Все виды научных экспертиз, включая лингвистическую и антикоррупционную, причудливо переплетаются между собой. Формулировки и используемый язык являются ключом не только к пониманию, но и к эффективному использованию НПА. 

С лингвистической точки зрения, у текста нормативного правового акта должна быть четкая логика изложения, должны отсутствовать явные или скрытые противоречия. Также должны точно использоваться юридические и специальные термины, соблюдаться стиль. Конечный «продукт» должен быть максимально четким, ясным и «выглаженным» на предмет острых углов и двусмысленностей. 

Помимо указанных видов научных экспертиз, бывают и другие. Например, финансово-экономическая экспертиза детально анализирует содержание документов, чтобы проверить обоснованность предлагаемых изменений и правильность приведенных расчетов, а также предугадать возможные последствия принятия документа для бюджета. 

Если же принятие НПА может поставить под угрозу экологическую, в том числе радиационную, безопасность, охрану окружающей среды, они проходят через обязательную научную экологическую экспертизу.

Научная экспертиза нормативных правовых актов нужна для совершенствования законодательства Республики Казахстан в целом. Учитывая зарубежный опыт и принимая во внимание казахстанскую правовую действительность, можно значительно улучшить качество принимаемых в нашей стране законов. 

Ну, и конечно, очень важно отношение гос.органов к результатам экспертизы: даже качественная работа эксперта сводится «к нулю», если выводы научного заключения будут игнорировать.