Давайте разберемся: кто вносит изменения в НПА и зачем это нужно 22 Мая 2018 в 17:07 3431 Фото: Dixinews.kz
Всякое государство связано с правом: без издания законов и свода правил оно не может управлять поведением граждан и деятельностью организаций. Без законов невозможно поддерживать порядок среди людей, населяющих одну территорию, наладить стабильность в случае внутренних распрей и защищать свои земли от посягательства врагов. 

Государство контролирует выполнение законодательства и применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Нормативные правовые акты также закрепляют устройство государства и определяют полномочия его органов.

К качеству нормативных правовых актов предъявляются повышенные требования: они не допускают разночтений, а потому обычно написаны довольно сухим языком. Простым гражданам без юридического образования бывает сложно понять смысл законопроектов и то, как их принятие или изменение могут повлиять на нашу повседневную жизнь. 

Давайте разберемся, чем же нормативные правовые акты отличаются от других юридических документов? 

Как сообщили в министерстве юстиции РК в ответе за официальный запрос Dixinews.kz, согласно подпункту 25) статьи 1 Закона «О правовых актах» к понятию «нормативные правовые акты» (НПА) в Республике Казахстан относятся письменные официальные документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы установленной формы. НПА приняты на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, дополняющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. 

К нормативным правовым актам в соответствии со статьей 7 Закона относятся:

1) Конституция Республики Казахстан, конституционные законы Республики Казахстан, кодексы Республики Казахстан, консолидированные законы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан;
2) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
3) нормативные правовые постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
4) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
5) нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;
6) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;
8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Также в МЮ РК уточнили, что в соответствии с подпунктом 34) статьи 1 Закона уполномоченным органом являются государственные органы и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством Республики Казахстан, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц:
  • Президент Республики Казахстан;
  • Парламент Республики Казахстан;
  • Палаты Парламента;
  • Правительство Республики Казахстан;
  • Конституционный Совет Республики Казахстан;
  • Верховный Суд Республики Казахстан;
  • Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан;
  • Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан;
  • Национальный Банк Республики Казахстан;
  • Центральные исполнительные органы;
  • Местные представительные и исполнительные органы; 
  • Акимы;
  • Иные государственные органы и должностные лица. 
Согласно пункту 2-1 Закона «Об административных процедурах» компетенция государственного органа — это совокупность установленных полномочий государственного органа, определяющих предмет его деятельности. Полномочия — права и обязанности государственного органа. Права государственного органа — возможность совершать определенные действия, требовать определенного поведения (действий или воздержания от совершения действий) от другого лица (других лиц).

«Компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему. Иерархия нормативных правовых актов предусмотрена статьей 10 Закона», — пояснили в ведомстве. 

В соответствии с подпунктом 29) статьи 1 Закона нормативный правовой акт имеет юридическую силу, когда характеристика нормативного правового акта определяет обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также преимущество или соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. 

При этом в соответствии с подпунктом 24) статьи 1 Закона ненормативный правовой акт — письменный официальный документ, не содержащий норм права, изданный (принятый) уполномоченным органом в пределах своей компетенции, применяющий и (или) реализующий установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц либо разъясняющий нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а также правовые акты в области системы государственного планирования.

Согласно пункту 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. При этом перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. Следовательно, каждый гражданин Республики Казахстан вправе ознакомится с нормативными правовыми актами касающихся его прав, свобод и обязанностей посредством источников официального опубликования, указанных в главе 8 Закона.

Все уполномоченные органы обязаны предоставлять доступ заинтересованным лицам для ознакомления с принятыми нормативными правовыми актами, кроме тех, которые содержат государственные секреты или охраняемую законом тайну (статья 54 Закона). Порядок отнесения сведений к государственным секретам Республики Казахстан регулируется Законом «О государственных секретах».