Хождение по сайтам: как корреспондент Dixinews.kz ЭЦП получала 31 Июля 2017 в 10:07 1304 1 Фото: egov.kz
Dixinews.kz запускает новый спецпроект «Электронные госуслуги». Мы постараемся разобраться в том, какие госуслуги сейчас доступны онлайн, как их получить и как ориентироваться в их многообразии. Начинаем с одной из самых распространенных госуслуг — получения электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая, оказывается, действительно позволяет сэкономить время при получении тех или иных документов.

ЭЦП выдается бесплатно и может быть получена пользователем четырьмя способами. Сама по себе ЭЦП для многих мало что представляет, но, например, получить адресную справку или прикрепиться к медицинскому учреждению теперь спокойно можно онлайн. Если без ЭЦП получить адресную справку можно только в ЦОНе (и то — отстояв очередь), то с цифровой подписью её легко запросить онлайн за пару минут.

Корреспондент Dixinews.kz решила получить ЭЦП и на собственном примере рассказывает, как всё было и что нужно делать.

Для начала мы решили просто зарегистрироваться на сайте Электронного правительства eGov.kz, но выяснилось, что проще всего это сделать можно только при наличии ЭЦП. Одноразовый пароль нам тоже не подходил, мы ведь собираемся на постоянной основе пользоваться услугами, поэтому было решено получить-таки цифровую подпись.

ЭЦП можно получить на четыре типа хранилищ: 

файловую систему, когда подпись в виде файлов будет храниться на персональном компьютере пользователя;
— с помощью Kaztoken, проще говоря — на флеш-карте, защищенной пин-кодом;
— на SIM-карту, которую придется приобрести в отделах продаж сотового оператора Beeline и в ЦОНах в Алматы и Астаны;
— на чип удостоверения личности, но для этого придется приобрести картридер.

Мы выбрали наиболее простой способ — файловую систему. Создали папку на рабочем столе компьютера (наша операционная система — Windows 7, а браузер — Google Chrome) и назвали её «ЭЦП». Начало положено.

Стоит отметить, что для систем Linux и Mac OS своя система установки приложений, она также описана на сайте eGov. Кроме того, при рабоче с браузером Mozilla также есть свои аспекты.

Следующий шаг — установка необходимых программ, без них получить и в дальнейшем пользоваться ЭЦП невозможно. Прежде всего, нужно проверить, установлен ли на вашем персональном компьютере Java. Подробная инструкция от eGov здесь. Если на компьютере данной программы нет, то скачать её можно на официальном сайте Java и затем установить.

Затем идет установка программы NCALayer, которую можно скачать с сайта Национального удостоверяющего центра РК.



И лишь после установка данных программ можно переходить к следующему шагу — подаче онлайн-заявки.

(Чтобы увеличить все картинки, нажмите на каждую)



Заявка подается по данной ссылке путем ввода кода с появившейся картинки и ИИН. Перед этим нужно принять «Пользовательское соглашение».



После этого выйдут данные пользователя — ФИО и ИИН. В следующих строчках необходимо ввести адрес своей электронной почты, выбрать населенный пункт и хранилище ключей. Выше мы писали, что создали на рабочем столе папку «ЭЦП». В качестве хранилища ключей выбираем её.




Теперь наша заявка создана и ей присвоен номер, по которому можно проверить статус заявки.



Кроме того, на указанную электронную почту пользователя приходят заявления в форматах DOC и PDF на казахском и русском языках. Заявления необходимо распечатать и заполнить нужные поля.



Затем с данными заявлениями и удостоверениями личности идем в ближайший ЦОН, берем там талон, ждем своей очереди и направляемся к оператору, который должен подтвердить заявку. Стоит отметить, что данная процедура заняла у нас буквально десять минут. Больше времени мы провели в очереди, чем возле оператора.

Итак, после того, как оператор одобрил вашу заявку, возвращаемся к компьютеру. На электронную почту приходит письмо с уведомлением, что у нас готовы новые регистрационные свидетельства. Переходим по ссылке, указанной в письме на почте, обновляем статус нашей заявки, вновь выбираем хранилище файлов, придумываем хороший пароль (он важен) и на этом процесс получения ЭЦП заканчивается.



Новые регистрационные свидетельства и сертификаты вновь загружены в нужную папку и теперь ими можно пользоваться. Кстати, вид они имеют примерно такой.



Пароль, придуманный при получении новых файлов, нужен для получения той или иной услуги при помощи ЭЦП или авторизации на сайте eGov — каждый раз его придется вводить, поэтому не советуем его забывать.

А теперь переходим к тестированию полученной ЭЦП. Прежде всего, регистрируемся с её помощью на сайте eGov.



Затем авторизуемся на сайте при помощи той же ЭЦП. Тут как раз понадобится придуманный ранее пароль. Выбираем авторизацию через ЭЦП.



Загружаем сертификат. Вводим ранее придуманный пароль и заходим на сайт.





После регистрации можно зайти в свой личный кабинет, где будет полное досье на пользователя: начиная от места рождения и информации об удостоверяющих личность документов, заканчивая имеющимися штрафами, судимостями, лицензиями, информации о юридическом лице и так далее. Также там есть графа уведомлений, куда приходят письма о получении и подтверждении выполнения заявок на госуслуги.



Теперь попробуем получить самое простое — адресную справку. Нажимаем «Заказать услугу онлайн», выбираем, на кого получить услугу, выбираем подпись с помощью ЭЦП. Так как у нас подпись хранится на компьютере, то выбираем «Носитель информации».









Загружаем свою подпись, и услуга выполнена. Теперь остается зайти в свой личный кабинет и заглянуть в уведомления, где автоматически придет письмо о выполнении госуслуги. Адресная справка будет доступна сразу на русском и казахском языках.





Следующее, что мы попробовали сделать, это прикрепиться к другой медицинской организации онлайн. Для этого необходимо лишь заполнить данные, выбрать нужную вам организацию и ждать одобрения заявки. Нашу заявку одобрили на следующий день.





В итоге мы получаем следующее: получить ЭЦП оказалось не так легко, как мы думали, и данная услуга всё же не доступна только онлайн. Но при её наличии и регистрации на сайте Электронного правительства часть госуслуг становится гораздо доступнее.


...
Гость07 Августа 2017 в 15:45 Хотелось бы напомнить, что до окончания срока действия текущих сертифкатов, можно получить новые сертификаты полностью онлайн. Но если они просрочены, либо вы получаете в первый раз, то как система определит, что вы это вы? Поэтому онлайн оформить никак невозможно.
Ответить 0
Оставить комментарий
Защита от автоматических сообщений