Биологи обнаружили муравьиные уборные 19 Февраля 2015 в 18:55 1768

В каждой колонии муравьёв насчитываются сотни тысяч насекомых. И всем им необходимо как питаться, так и справлять связанные с этим естественные надобности. Без специальных санитарных условий густонаселённый муравейник может быстро превратиться в непригодное для жизни место.

Пищевые отходы способствуют развитию болезнетворных микроорганизмов, способных уничтожить всех жителей муравейника. Известно, что муравьи поддерживают свои жилища в чистоте, выбрасывая мусор и трупы. Но, оказывается, в запутанной системе коридоров нашлось место и для настоящих туалетов. Об этом сообщает издание PLoS ONE, рассказавшее об этом исследовании немецких ученых во главе с Томером Цацкесом.

Исследователи из Регенбургского университета наблюдали за жизнью чёрных садовых муравьёв и обнаружили в отдалённых уголках их гнёзд скопления экскрементов. Отсутствие других отходов навело учёных на мысль об "узкой специализации" данных помещений.

Чтобы убедиться в стремлении насекомых ходить в туалет в определённое место, биологи провели эксперимент. Муравьи из двадцати выращенных в лаборатории колоний жили в белых гипсовых гнёздах и получали корм, подкрашенный синим или красным пищевым красителем. Через два месяца исследователи заметили, что один или два угла в каждом доме стали заполняться помётом, совпадающим по цвету с пищей.

"Муравьи действительно аккуратные существа, но мы не должны их антропоморфизировать (приписывать человеческие качества – прим.ред.), — говорит Цацкес. — Они поддерживают чистоту, не потому что им это нравится, а ради определённых селективных преимуществ".

Правда, учёные не могут сказать, с чем связано такое сложное поведение муравьёв.

"Некоторые насекомые используют фекалии для обороны, в качестве строительных материалов и отметок территории, как удобрения для своих посевов. Возможно, эти туалеты по совместительству являются садами для сельскохозяйственных культур или местом производства ценных питательных веществ", — добавляет Цацкес.

Возможно, муравьи организуют туалеты в помещении, ради обыкновенного избегания опасности. Ведь, каждый раз покидая гнездо, они рискуют жизнью.

Известно, что и другие социальные насекомые следят за санитарным состоянием своих колоний. Например, пчёлы и паутинные клещи вычищают гнёзда от отходов жизнедеятельности.